За время нахождения у власти он сумел оформить на ближайших родственников солидную недвижимость, в том числе несколько земельных участков в самом центре Краснодара - в парковой зоне на берегу реки Кубань. Здесь начали возводить элитный жилой комплекс, но завершить работы в течение 12 лет родня некогда высокопоставленного чиновника так и не смогла. "РГ" разбиралась в причинах и обстоятельствах этой более чем странной истории.
В конце минувшей недели стало известно, что мэрия кубанской столицы оспорила судебное решение, обязывающее выплатить дочери бывшего вице-губернатора Кубани Луизе Ахеджак 304 миллиона рублей из городской казны. Суд первой инстанции вынес вердикт еще 20 октября. Достоянием гласности он стал благодаря депутату думы Краснодара Александру Сафронову. На одном из ноябрьских заседаний думы, проходившем с участием главы Краснодара Евгения Наумова, депутат заявил, что "некие граждане пытаются вытащить из бюджета города 304 миллиона рублей" и попросил нового мэра воспрепятствовать этому.
Оказалось, уже воспрепятствовали: в мэрии Краснодара корреспонденту "РГ" подтвердили подачу апелляционной жалобы. Как сообщили в объединенной пресс-службе судов края, петиция была подана через Ленинский районный суд. "В краевой суд она еще не поступила, поэтому дата рассмотрения пока не назначена", - пояснила руководитель пресс-службы Мария Пирогова.
Об истории появления в парке 30-летия Победы элитной недвижимости, первоначально оформленной на Казбека Ахеджака (отец экс-вице-губернатора края Мурата Ахеджака, ушедшего из жизни в декабре 2010 года), мы уже подробно писали ("Фиг вам, своим не хватает", "РГ" от 17.05.2011 г.). Статья была подготовлена по материалам проверки Счетной палаты РФ, установившей грубейшие нарушения при реализации так называемого "инвестиционного проекта".
Тут надо пояснить, что находящиеся в государственной собственности участки под частную застройку должны предоставляться на торгах - таково требование закона. Чтобы обойти его, кубанские власти пошли тогда на хитрость: участки для крупных инвестиционных проектов стали предоставлять по решению экспертного межведомственного инвестиционного совета при администрации края (ЭМИС). В положении об этой структуре сказано, что она создана "в целях реализации политики администрации по защите экономических интересов края и увеличения налогооблагаемой базы".
Однако золотой дождь в бюджет, увы, не пролился, скорее наоборот, что подтверждает уголовное дело, возбужденное в 2011 году по материалам проверки Счетной палаты РФ. Его фигурантом стала чиновница, отвечающая в администрации края за реализацию подобных проектов. Одним росчерком пера она изменила целевое назначение участка, выделенного через ЭМИС и оформленного затем на отца экс-вице-губернатора Мурата Ахеджака. После чего заявленный офисный комплекс с подъездными путями превратился в индивидуальный жилой объект, а размер арендной платы снизился с 10 миллионов до 30 тысяч рублей в год.
Как отмечалось в акте Счетной палаты РФ, "имущественным интересам, бюджету Краснодарского края причинен ущерб, эквивалентный рыночной цене прав аренды на земельный участок". По оценке правоохранителей, бюджет края только за два года с момента заключения этого "инвестиционного договора" недополучил 20 миллионов рублей в качестве арендных платежей.
Полученными контрольным ведомством результатами заинтересовался департамент экономической безопасности МВД РФ. Была проведена доследственная проверка, собрано 14 томов материалов, которые легли в основу уголовного дела в отношении чиновницы, курирующей в краевой администрации имущественные отношения. Процесс обещал быть громким - ее дело могло повлечь другие разоблачения, связанные с предоставлением в крае без торгов элитных участков под частную застройку под видом "реализации крупных инвестиционных проектов". Ведь как указано в том же акте Счетной палаты РФ, из 13 подобных проектов лишь по двум заключили соглашения, обязывающие инвесторов эффективно использовать государственную собственность.
Однако сенсационных разоблачений тогда не случилось: чиновница оспорила сам факт возбуждения уголовного дела, суд с ней согласился, и никто решение не обжаловал. И все-таки эффект от наших публикаций был: стройку в парке заморозили. В 2015 году недвижимость была выставлена на продажу за 450 миллионов рублей. Вот как описывался элитный объект на сайте риелторской компании: "Дом окружают живописные поляны и раскидистые деревья, а до берега Кубани - не более 10 метров. На огороженном участке площадью 1,6 гектара помимо основной постройки также есть домики для гостей и персонала. А еще здесь можно обустроить уютную зону отдыха с бассейном и барбекю, детскую площадку, небольшой теннисный корт - все, чтобы создать собственный курорт в сердце шумного мегаполиса". Но рекламные посулы оказались тщетными: желающих поселиться в водоохранной зоне с особым режимом хозяйственной деятельности не нашлось.
Луиза Ахеджак, как следует из поданного в суд заявления, собственницей участка стала летом минувшего года на основании договора дарения. Запланировав реконструкцию имеющихся объектов недвижимости, она обратилась за разрешением в мэрию. Но там, сославшись на водоохранный статус участка, в выдаче разрешения отказали. И тогда представительница известной фамилии пошла в суд с иском к администрации. Стоимость проблемного актива она оценила на основании проведенной экспертизы в 304 миллиона рублей.
Принимавший участие в этом процессе представитель мэрии просил отклонить заявленные требования в связи с отсутствием необходимых согласований и разрешения на строительство. Несмотря на это, судья Виталий Гавловский в полном объеме удовлетворил иск Луизы Ахеджак. И уже понятно, что апелляционный процесс в Краснодарском краевом суде обещает быть резонансным.
Еще один проблемный "недострой" находится в парке имени 30-летия Победы (в народе его называют Затон). Его строительство началось в 2009 году. По одной информации, здесь собирались возвести культурно-развлекательный центр, по другой - Дом приемов высоких гостей, поэтому якобы объект начали называть "замком". За минувшие годы у него сменилось несколько собственников, последний из которых выставил его на продажу, оценив почти в 500 миллионов рублей.
Результат тот же, что и с недостроем Ахеджаков - покупателей не нашлось. Тогда собственник обратился в суд, и тот в середине прошлого года обязал мэрию выплатить владельцу "замка" 130 миллионов рублей. Как было заявлено властями города, в здании собираются открыть детский образовательный центр. Минувшей весной директор департамента образования Краснодара Алексей Некрасов сообщил, что переданный в муниципальную собственность объект будет закреплен за центром детского творчества "Прикубанский". Однако пока незаметно, что здесь идет реконструкция.
Александр Сафронов, депутат гордумы Краснодара:
- 304 миллиона рублей за никому не нужный актив - запредельная сумма. Это больше, чем запланировано в бюджете на реализацию молодежной политики, и больше, чем совокупно выделяется по программе наказов избирателей. Там ведь нельзя не только строить, но и реконструировать. Истица ссылается на то, что когда-то на строительство выдавалось разрешение. Но ведь расположение участка не изменилось: он 15 лет назад, как и сейчас, находился в водоохранной зоне. Значит, надо разобраться с законностью выдачи разрешения. Тем более оно с тех пор не продлевалось.
Что касается так называемого "замка", в минувшее воскресенье я специально побывал на участке, где он воздвигнут. И убедился: никакие работы там не ведутся. За что, спрашивается, из бюджета города было заплачено 130 миллионов рублей? Направил мэру запрос по этому поводу. Нужно разобраться, что происходит с предназначенным для детей зданием. Ведь эта "незавершенка" больше 10 лет мокнет под снегом и дождем. И вполне возможно, что долгострой теперь просто небезопасен.