30.11.2022 08:24
    Рубрика:

    Как тюменские ученые сотрудничают с театральными режиссерами

    Перфолекциями - миксом из театральных перформансов и научных исследований - мир не удивишь. Такой формат погружения аудитории в гуманитарные дисциплины в разных странах используют с 60-х годов прошлого века. Но для Тюмени это внове.
    Современные ученые считают, что выступать лишь для студентов давно не прогрессивно, нужно выходить в народ. / МТЦ "Космос"
    Современные ученые считают, что выступать лишь для студентов давно не прогрессивно, нужно выходить в народ. / МТЦ "Космос"

    На грант нацпроекта "Наука и университеты" антропошкола Тюменского госуниверситета и молодежный театральный центр "Космос" организовали специальную лабораторию с участием горожан и выпустили четыре комбинированные истории.

    - В этом проекте изначально сошлись интересы всех сторон, иначе бы он не получился, - признался руководитель вузовской антропошколы Александр Сорокин. - Мы захотели рассказать общественности о своих исследованиях, но в популярных форматах, сделать науку публичной и открытой. Сломать себя. А то ученым часто вменяют, что существуют на деньги налогоплательщиков, при этом их работа - тайна, покрытая мраком. Одновременно у команды "Космоса" возник запрос на необычный контент. А у самих тюменцев влечение к темам памяти, идентичности, анализу событий, прежде всего политических, военных, не пропадает никогда.

    Сначала преподаватели антропошколы прочитали в "Космосе" лекции. Затем режиссеры выбрали, кого из них взять в команду. Часы обсуждений и споров - и вот уже пора рисовать афиши мелодраматичной истории про переселение немцев Поволжья в Сибирь, эксперимента про пирамиду потребностей по Маслоу…

    Камилла Генералова и Таля Горева из арт-группы KREATORZ зацепились за предложение доцента Рамины Абиловой "Невидимое видимое" про судьбу казанского аптекаря-фотолюбителя Арнольда Бренинга. Задачей режиссеров было вдохнуть в выступление исследовательницы жизнь. На помощь позвали перформеров-горожан, чтобы те поведали о своем отношении к фотоискусству.

    Доцент Александр Фокин и режиссер Марина Деликатная обыграли тему памяти о событиях и явлениях через заметные городские точки. В частности, главным героем их выступления стало само здание МТЦ, которое скоро снесут ради строительства большой школы. Для многих тюменцев с ним связаны и грустные, и радостные моменты, так что рассказ вызвал ностальгию.

    - За три часа перфолекций ни один зритель не покинул зал. Смею надеяться, что большинству понравился синтез театра и науки, когда вроде бы оцениваешь сценическое решение, но одновременно получаешь полезную информацию об окружающем мире от настоящих ученых, - подытожил Фокин.

    Кстати, эксперимент настолько поразил публику, что организаторам предложили довести одну из перфолекций до уровня полноценного спектакля, конечно, на образовательном фундаменте.