России такое решение будет на руку, нашей стране сейчас выгодны максимально высокие котировки сырья. На внутренний рынок они почти не влияют, за исключением цен на топливо, но их рост сдерживается фискальными механизмами, а дополнительные доходы от добычи и экспорта нефти и газа поступают в казну.
В октябре страны ОПЕК+ договорились об общем сокращении добычи нефти с ноября 2022 года по декабрь 2023 года на 2 млн баррелей в сутки. Решение вызвало крайне агрессивную реакцию в США и негативную в Европе, которые ожидали роста добычи или хотя бы сохранения параметров сделки. Это должно было бы снизить нефтяные цены, а за ними цены на топливо. Кроме того, США смогли бы прекратить делать интервенции на рынок из своих стратегических хранилищ, начатые с весны этого года, в результате которых запасы нефти снизились уже в октябре до уровня 1984 года - менее 402 млн баррелей. Президент страны Джо Байден пообещал опять пополнять хранилища только после того, как нефть опустится ниже 80 долларов за баррель. Котировки сейчас близко к этой отметке, но ниже не опускались. Естественно, в преддверии декабрьской встречи ОПЕК+ давление на ее участников со стороны импортеров нефти только растет. В СМИ даже появлялись информационные вбросы о том, что альянс обсуждает увеличение добычи нефти. Но Саудовская Аравия, а вслед за ней ОАЭ и Ирак опровергли эти сообщения.
Вряд ли сейчас кто-то в ОПЕК+ решится выступить за рост добычи, перспективы спроса далеко не безоблачны, считает главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин. Скорее возможно решение о сокращении добычи еще на 2 млн баррелей в сутки в течение нескольких месяцев 2023 года. За сокращение обычно выступают страны, не связанные квотами (Венесуэла, Ливия, Иран) либо добывающие меньше своей квоты (Нигерия). На фоне проблем в экономике Китая за сокращение могут выступить и ведущие страны ОПЕК - Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт. В этом Россия их, скорее всего, поддержит, считает эксперт.
По мнению руководителя Центра развития энергетики (Центра РЭ) Кирилла Мельникова, страны ОПЕК+ хотели бы видеть цены не ниже 90 долларов за баррель. Поэтому дополнительное сокращение возможно, но небольшое - в пределах 500 тысяч баррелей в сутки. Также Саудовская Аравия может отдельно заявить о готовности пойти на внеплановое снижение собственной добычи в течение зимних месяцев.
Для России даже символическое снижение квот было бы благоприятно, равно как и для всего альянса ОПЕК+, поскольку показало бы и степень единства, и возможность гибкой реакции на баланс физического рынка, который сейчас как раз благоприятен для сокращения предложения, считает начальник управления аналитических исследований ИК "ИВА Партнерс" Дмитрий Александров.
Как отмечает инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов, сейчас на нефтяном рынке наблюдается профицит предложения, а членам ОПЕК комфортен уровень цен около 100 долларов за баррель. С точки зрения эксперта, вероятнее всего ОПЕК+ сохранит добычу на прежнем уровне, хотя и незначительное сокращение возможно.
При этом ожидалось, что встреча ОПЕК+ пройдет, когда уже будет известен потолок цен, который до сих пор не установлен странами ЕС и "Большой семеркой". Теперь же с большой долей вероятности, ЕС дождется решения ОПЕК+ и будет устанавливать потолок, ориентируясь на шаги альянса.
Если ЕС не придет к единому мнению по потолку цен до встречи ОПЕК+, а котировки после начнут расти, то и потолок цен на российскую нефть придется корректировать в сторону увеличения, считает Суверов.
Тем временем
В Евросоюзе 1 декабря признали, что опять не смогли согласовать потолок цен на российскую нефть, но работа продолжается. Об этом заявил представитель ЕК Тим Макфи.
В свою очередь замминистра энергетики США Адевале Адейемо на онлайн-конференции Reuters NEXT сообщил, что сейчас в Европе обсуждается потолок стоимости для российской нефти на уровне 60 долларов за баррель с возможностью его корректировки по мере необходимости. Он подчеркнул, что окончательное согласие не достигнуто.