Образовательный интенсив Фонда культуры был составлен так, что его с удовольствием прошли бы не только студенты, но и признанные специалисты в своих областях. Тренинг шел - от "а" до "я". От поисков вдохновения до механизмов воплощения идеи и продвижения ее в виде готового продукта.
За вдохновение "отвечал" актер Национального Александринского театра Владимир Кошевой. Известный артист, сыгравший на сцене и в кино сложнейшие психологические роли - Врубеля, Раскольникова, Феликса Юсупова, Гумилева, Хлебникова, Сталина, - на мастер-классе поделился примерами из собственной жизни:
"У каждого есть потрясающая возможность раскрыть самих себя. Главное не сдаваться. Я родился в Риге, в 18 лет уехал в Москву, которая меня встретила неприветливо. Поступил сначала на журфак. Был очень застенчив, и надо было учиться находить общий язык с самыми разными людьми. Взял огромное количество интервью. В 21 год попал в ГИТИС. Мне тогда хотелось играть в музыкальных постановках, но когда я поступил, не умел ни петь, ни танцевать. И когда учился, иной раз складывалось впечатление, что тебе не помогают, а наоборот, объясняют, что ты не можешь: плохо двигаешься, ужасный голос. Меня на сцене парализовало...
Успех ко мне пришел поздно. Я не ждал, что в будущем мне предложат столько психологических ролей. А однажды попал в компанию Пины Бауш (величайшего хореографа - Ред.) Набрался наглости, пришел к ней в класс. "Ну, танцуй". Начал как-то двигать руками, ногами. "Какая удивительная пластика, а кто ваш хореограф?" - "Нет хореографа, я сам". - "Не слушай никого. То, как ты можешь, как ты чувствуешь, не сделает никто", - услышал я от самой Пины Бауш!
Я долго стеснялся, что я артист. Артист - что это за субстанция? Обычный человек, но когда он выходит на сцену, меняется пространство. Когда меня утвердили на первую главную роль в кино - Раскольникова, поддержки не было - дебют, а меня бросили, как щенка в воду: выплывет, нет?
Как найти самого себя? Был период, когда я оказался наедине с этой "бедой". Работы не было. Стал читать стихи, Михаил Козаков посоветовал мне Бродского. Благодаря поэзии выжил. Понял: надо занимать свое место, маленькое, но свое. Всегда есть кто-то, кто гораздо лучше. Но вдруг находятся люди, которые тебя поддерживают и понимают. И приходят главные роли.
Видеть перспективу меня научил Михаил Шемякин. Едем в машине, впереди - красивейший пейзаж. "Эти поля - чьи?" - "Маркиза Карабаса", - сострил я. "Нет, Ван Гога", - поправил Шемякин. Нужно уметь наблюдать. И уметь видеть главное".
Денис Решетов - автор бестселлера "Настрой на общение", руководитель Академии деловых коммуникаций и речевой харизмы - перед финальной ярмаркой проектов участников хакатона учил влиять на то, как тебя воспринимают окружающие, в команде и поодиночке. Не только молодые специалисты - ведущие мастера нашли бы много для себя полезного в его тренинге… Тут град вопросов. Как отличать факт от мнения о факте? Что такое результат результатов? Как правильно подбирать слова и достигать ясного языка и однозначного понимания? Из каких четырех уровней - визуального, аудиального, смыслового и энергетического - состоит харизма? Что дает секунда тишины? Как выстраивать цель? Ответы на такие вопросы открывают все нужные двери. Основное же правило защиты проекта усвоили все: лучше коротко и четко. "Представьте, что до вас жюри пришлось выслушать 120 проектов, и сделайте все, чтобы вас запомнили", - настраивал Денис Решетов.
После серии таких мастер-классов победители определились, но и проигравших - не было.
Главная тема - "Придумано в России" - объединила виар-проекты для малых российских городов, приглашающих в виртуальные экскурсии по крупнейшим музеям, и приложения для детей и их родителей.
"Лучший проект будет реализован под патронатом Фонда культуры, - рассказала гендиректор Фонда культуры Елена Головнина. - Отбор был строгим. Сначала письменные заявки. Второй тур - личное собеседование. Уже в Москве шла работа в командах. На основе психологических портретов участники определялись, кто лидер, кто креативщик.
Наставники - коучи, психологи - помогали. Это ведь не просто соревновательный проект. Мы хотели, чтобы молодые люди разъехались с багажом знаний, практическим опытом. Причем, зашли по одному, а вышли вместе. Чтобы учились работать в команде, нашли единомышленников".
На разработку проекта отводилось 48 часов. За это время нужно было сформировать команду, придумать идею, разработать концепцию, составить бизнес-план, подготовить презентацию и защитить проект перед экспертами. Победил проект "EDU в поезде" студентов из Томска, Иркутска, Донецка, Луганска и Москвы. Их команда представила онлайн-платформу для детей и взрослых о культуре регионов России, которая будет доступна в поездах во время путешествий и расскажет о достопримечательностях мест, мимо которых пассажиры проезжают… В прошлом году лидерами, кстати, были создатели компьютерной веб-игры "Петриада" про Петра Великого.
Следующий культурный хакатон пройдет в 2023 году, конкурсный отбор участников начнется весной. Авторов новых глобальных культурных проектов уже ждут в "Истории будущего".