01.12.2022 08:59
    Поделиться

    Александр Болотников: Не надо заставлять людей жить в умирающем селе

    Принятый в Сахалинской области два года назад закон о переселении граждан из малочисленных (не более 20 жителей) населенных пунктов не работает. До сих пор не появился механизм такого переселения, да и средств на реализацию закона недостаточно.

    Между тем я убежден: села, у которых нет никаких перспектив, надо закрывать.

    Населенные пункты - как люди: рождаются, взрослеют, а бывает, и прекращают свое существование. И это тенденция не только последних лет. В Сахалинской области в свое время был большой Широкопадский район. В его населенных пунктах заготавливали лес, ловили рыбу, производили бочкотару. В 70-е годы прошлого века рыбы и леса стало меньше, поселки закрыли. Людей перевезли в другие села, дали им работу, жилье. Никто не возмущался.

    В то время в области существовал перечень перспективных населенных пунктов, неперспективных и с ограниченным развитием. Мы же сегодня порой вкладываем деньги туда, где развития не будет. Ну нет там ни инфраструктуры, ни предприятий. Сразу замечу: малочисленных народов Севера это не касается. У нас есть ряд населенных пунктов, где живут представители КМНС, люди оттуда никогда не уедут, и это хорошо. Они занимаются традиционным хозяйством. Для них надо создать условия, построить нормальное жилье.

    Речь о другом. В Александровск-Сахалинском районе есть село Хоэ. На строительство в нем водовода область ассигновала свыше ста миллионов рублей. Хорошее дело. Замечательное. Но многие жители из села хотят уехать. 90 процентов домов там признаны аварийными. Производства нет. Детсада нет. Школу и клуб надо строить заново. Хороших дорог нет. Зачем вкладываться в Хоэ? Логика непонятна. Может, проще переселить людей? Нужно учитывать их желания. И это не единственное такое село.

    На строительство водовода в селе Хоэ область ассигновала свыше ста миллионов рублей. Хорошее дело. При этом многие жители из села хотят уехать

    По моему мнению, при принятии областного бюджета на следующий год и плановый период 2024-2025 годов надо учитывать движение людских ресурсов (в том числе трудовых). Я всегда задаю представителям органов исполнительной власти вопрос: "Целесообразно ли инвестировать средства в данный населенный пункт?".

    В России немало сел, которые существуют как административно-территориальные единицы, но в них никто не живет. Я знаю, иногда власти воспринимают закрытие таких деревень как удар по престижу региона. Но это неправильная точка зрения. Зачем заставлять людей жить в умирающем населенном пункте? Зачем распылять большие средства? Мы даже компенсируем часть транспортных расходов предпринимателям, чтобы они завозили продукты в отдаленные села - ведь иначе бизнес не будет этим заниматься, невыгодно. Производство там открыть сложно - для этого опять же нужны люди.

    Иногда бывает и так - реально в селах проживает несколько человек, но прописано гораздо больше. А давать жилье при переселении надо всем, кто фактически зарегистрирован. Как только сахалинцы узнали, что готовится областной закон о переселении из умирающих населенных пунктов, в этих селах резко увеличилось число прописанных. И ведь такую "внезапную" регистрацию не запретить. Здесь большой пласт проблем, есть над чем подумать и юристам, и экономистам. Но думать обязательно надо, ведь проблема характерна для многих дальневосточных регионов.

    Поделиться