01.12.2022 08:23
Поделиться

УК будут следить за работой регоператора даже при прямых договорах жильцов

Более 200 тысяч тонн мусора планирует вывезти до конца года региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, начавший деятельность 1 июля этого года в Хабаровске и районе имени Лазо. Работу свою он должен строить в сотрудничестве с управляющими организациями и товариществами собственников жилья. Это взаимодействие оценила Ольга Беленькая, генеральный директор СРО НП "ЖКХ-Групп", объединяющей 98 УК из шести регионов Дальнего Востока.
Ольга Беленькая: В целом работа регоператора еще отлаживается. Но порой нарушается периодичность вывоза мусора, идут споры из-за веток, все еще выстраиваются отношения между регоператором и собственниками нежилых помещений
Ольга Беленькая: В целом работа регоператора еще отлаживается. Но порой нарушается периодичность вывоза мусора, идут споры из-за веток, все еще выстраиваются отношения между регоператором и собственниками нежилых помещений / Из архива Ольги Беленькой

Ольга Сергеевна, на ваш взгляд, в каких регионах взаимоотношения управляющих компаний с региональными операторами складываются беспроблемно?

Ольга Беленькая: Все регионы на первых этапах реформы сталкивались с одними и теми же трудностями. Это и отладка маршрутов поездок регоператора, и нарушения периодичности вывоза отходов, и споры по поводу отнесения тех или иных отходов к категории крупногабаритного мусора, например, веток, обрезков деревьев и так далее.

Просто другие субъекты ДФО к реформе приступили несколько лет назад, и сейчас механизм уже более или менее отладили, а в Хабаровском крае этот процесс еще идет: продолжается заключение договоров между регоператором и собственниками нежилых помещений, отрабатывается порядок работы с обращениями потребителей.

Какие проблемы у хабаровских УК остались сегодня, после пяти месяцев реализации "мусорной реформы"?

Ольга Беленькая: Конечно, горячим был первый месяц: региональный оператор не справлялся с ежедневным вывозом твердых коммунальных отходов со всех мусорных площадок, и горожане это почувствовали. Жильцы звонили и в управляющие организации, и на "горячую линию" регоператора, на которую не всегда можно было дозвониться. Поэтому обращение принимали и краевое министерство ЖКХ, и администрация города.

Сейчас в целом работа еще отлаживается, завершена маршрутизация поездок мусоровозов. Но все еще нарушается периодичность вывоза мусора, идут споры из-за вывоза веток, отнесения тех или иных отходов к крупногабаритным, до конца еще не отрегулированы взаимоотношения между регоператором и собственниками нежилых помещений.

Кто обязан поддерживать порядок на площадках по сбору мусора?

Ольга Беленькая: За обслуживание контейнерной площадки отвечает управляющая компания либо товарищество собственников жилья. Но если сотрудники или подрядчики регионального оператора при погрузке в мусоровоз просыпали отходы, то это обязанность регоператора - убрать их.

Близ моего дома две контейнерные площадки. На них появились таблички с перечнем МКД-пользователей площадок. Но моего дома нет ни в одном, ни в другом списке…

Ольга Беленькая: В обязательном порядке администрация города ведет реестр мест накопления отходов. Каждый житель может зайти на сайт мэрии и посмотреть привязку контейнерной площадки к своему дому.

Существует проблема для тех домов, где площадка находится в открытом доступе и предназначена для нескольких МКД: здесь любой может принести мусор на эту площадку. И если для нужд жильцов дома контейнеров достаточно, то когда в них отходы начинают сбрасывать соседи - возникает переполнение. Но эта беда по всей стране.

Там, где дворы огорожены либо сама площадка закрывается, конечно, ситуация гораздо лучше.

А еще лучше, по моему убеждению, она может стать при введении системы раздельного сбора мусора и установке баков для сортированных и несортированных отходов. В этом случае люди будут платить за вывоз мусора не по нормативу, а по фактическому объему вывезенных несортированных отходов. А отсортированные будут забирать организации, занимающиеся их переработкой.

Но действовать такая система, на мой взгляд, может только на закрытых контейнерных площадках, на общих она не сработает. Да и от конфликтов на общих площадках, я думаю, мы не скоро избавимся.

С приходом регоператора изменились тарифы на вывоз ТКО. Это сказалось на работе управляющих организаций?

Ольга Беленькая: Тариф на услуги регионального оператора стал регулируемым: установлен общий экономически обоснованный тариф и льготный для населения - пять рублей за "квадрат".

Есть два варианта взаимоотношений между жителями домов и региональным оператором. Первый: общее собрание собственников решает заключить договор с региональным оператором, и граждане платят ему напрямую. Но при этой схеме УК либо товарищество собственников жилья по-прежнему ведут работу с региональным оператором, контролируя качество оказания услуг. Соответственно, даже при прямом договоре жители могут обращаться как в управляющую организацию, так и к региональному оператору.

Я считаю это правильным и поддерживаю схему прямых договоров, когда поставщик услуг напрямую получает деньги от потребителя.

Есть дома, где собственники таких решений не приняли - это второй вариант. В этом случае регоператор выставляет счет-фактуру управляющей компании либо ТСЖ, а они собирают с населения оплату и рассчитываются с региональным оператором.

Повышение тарифов на жилищные и коммунальные услуги чаще всего сопровождается ростом задолженности населения…

Ольга Беленькая: Можно провести аналогию с Фондом капитального ремонта. Когда начал работать этот фонд, на начальном этапе была низкая собираемость платежей. Но в дальнейшем степень собираемости повышалась, и сейчас в Хабаровском крае высокий процент собираемости взносов на капитальный ремонт.

Думаю, то же самое произойдет и с оплатой услуг регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов.

Если человек не платит, потому что не хочет или не согласен с изменившей суммой, это не освобождает его от обязанности по оплате. Просто он накопит задолженность, которая потом будет взыскана в судебном порядке, плюс судебные расходы, пеня и госпошлина.

Если потребитель считает, что услугу ему не оказывают или она ненадлежащего качества, то в этом случае следует написать обращение к региональному оператору либо в государственный жилищный надзор, управляющую компанию, министерство жилищного хозяйства, наконец, - в общем, сообщить о ситуации в ответственные органы, далее составляется акт об оказании услуг ненадлежащего качества, который является основанием для перерасчета за некачественно оказанную услугу.