"Дешевое. Качественное. Свое" - похожим девизом все чаще руководствуется торговля. Чтобы удовлетворить спрос и обеспечить продовольственную безопасность, крайне важно уделять особое внимание локальным местным производителям, заявляют ретейлеры. Например, в магазинах "Магнит" доля отечественных продуктов уже превышает 90 процентов.
- Сейчас у компании более 5,5 тысячи внутренних поставщиков, из них 4,2 тысячи - местные производители. Причем значительная их часть - небольшие, в том числе фермерские хозяйства. В Свердловской области доля местных товаров в общем ассортименте наших магазинов - более 23 процентов. Мы успешно работаем со 170 местными поставщиками, - подчеркнула руководитель по внешним коммуникациям и связям с государственными органами розничной сети в УрФО Дарья Маршук.
Много лет торговые сети критиковали за "невнимание к маленьким". Сейчас ретейл уверяет, что их поддержка - одна из важных его задач. По словам Маршук, для этого в прошлом году был разработан специальный "договор фермера": он написан более понятным языком и предусматривает самые короткие сроки оплаты товара - до пяти дней. Есть и другие послабления. Нужно только, чтобы производитель соответствовал ряду критериев: доход не выше 200 миллионов рублей в год, производство конкретных видов сельхозпродукции и т. д. В помощь фермерам - упрощенные шаблоны документов, подробные инструкции, как заполнить и отправить заявку. Предусмотрены также консультации менеджеров. Впрочем, те, кто не соответствуют статусу фермера, могут сотрудничать и в статусе поставщика.
По мнению экспертов минагропрома Свердловской области, на потребительском рынке сегодня происходят заметные изменения: появляются новые игроки, возникают новые форматы. Одна из тенденций - коллаборация производителей, розничной торговли и потребителей.
- Осенью в компании произошли существенные изменения. Мы стали ближе к поставщикам, ближе к покупателям. И делегировали большинство функций на уровень директоров магазинов, - подтверждает руководитель направления по работе с госорганами компании X5 Retail Group (магазины "Пятерочка", "Перекресток" и другие) Денис Сухоруков. - Раньше у них была лишь обязанность заполнять полки, менять ценники и так далее, а сейчас есть возможность напрямую влиять на ассортимент. Бывают моменты, когда категорийный менеджер говорит: "Нам это не интересно", однако директор магазина, понимая важность и востребованность той или иной позиции, готов начать закупки.
"Особым партнером" в этой сети называют крестьянско-фермерские хозяйства: компания уже полтора года развивает новый проект, так называемые фермерские островки. Формат понятный: торговая сеть предлагает в аренду специальную площадку в своем магазине, которую могут занять хозяйства с небольшим оборотом, но с уникальной продукцией. "Островки" востребованы там, где производители не могут попасть со своим товаром на обычную полку из-за недостаточных объемов, требований компании, сложностей документооборота и т. д.
- Недавно мы открыли такой "островок" в Сургуте. В начале будущего года они появятся и на Среднем Урале. Площадь от 6 до 30 квадратных метров передают оператору, который предлагает продукцию фермеров, либо сам фермер может стать оператором "островка". Наполнение разное, например, дары леса. Главное - чтобы товары на "островке" не пересекалась напрямую с нашей продукцией. Иначе мы будем отбивать клиентов друг у друга, - отметил Сухоруков.
"Островки" могут открываться в любых магазинах сети, на любых площадках - конкретное место выбирают ретейлер и будущий оператор. Арендная ставка зачастую ниже рыночной, потому что задача другая - "зарабатывать не на аренде, а на трафике".
Похожий формат предлагают и другие федеральные сети, скажем, "Магнит" развивает "фермерские лавки" и "фермерские дворики". "Лавки" - небольшие точки продаж площадью 17 квадратов - чаще всего предлагают оформить в прикассовой зоне. За прилавок может встать сам производитель.
- Фермерские лавки предполагается открывать как в магазинах у дома, так и на площадках большого формата - это обсуждается, и арендная ставка варьируется в зависимости от потенциала и трафика торговой точки, - сообщила Маршук.
А "фермерским двориком" называют продажу премиальной продукции в самом торговом зале. Производитель отвечает за "суперкачество" товара, ретейлер - за организацию приоритетной выкладки. Правда, торговые сети предупреждают, что даже у небольшого фермера должен быть сертификат качества, готовность к обязательной маркировке товаров, "прослеживаемости" и электронному документообороту. И добавляют, что важно проявлять инициативу и самим выходить на контакт.
Однако далеко не все потенциальные партнеры об этом знают и не все хотят и могут сотрудничать.
- Тому, кто покрупнее, "лавка" не нужна. А маленькому развозить свою продукцию по точкам - себе дороже. Считаю, каждый должен заниматься своим делом: один - производить, другой - торговать, ведь это тоже нужно уметь. А реализовать выращенное намного проще через кооператив, - убежден исполнительный директор Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Свердловской области Иван Сысолятин.
Многие его коллеги, кажется, придерживаются того же мнения.
- Если честно, я не вижу примеров улучшения ситуации со сбытом фермерской продукции. По крайней мере, члены нашего союза с этим не встречались. Понятно, что фермер фермеру рознь - у кого-то десять коров, у кого-то - 150, и объемы выращенного картофеля у всех разные. Однако, на мой взгляд, сегодня зайти в торговые сети и тем, и другим так же непросто, как и раньше. Масса жалоб со стороны производителей. Хотя нам всегда есть что предложить ретейлу: урожай овощей неплохой, изобилие молочных продуктов, - рассуждает глава Союза крестьянских хозяйств и потребкооперативов Свердловской области Андрей Аникьев.
Понятно, что фермерская продукция не всегда подпадает под жесткий стандарт. Например, один уральский производитель безуспешно предлагает сетям "негабаритные" кабачки - массой не 300 граммов, а целых полкило. Ретейлеры обещают "подумать", но процесс грозит затянуться до следующего урожая. Увы, пока торговля и местные производители все-таки не могут наладить продуктивный диалог, констатируют и в минагропроме региона. И дело не только в кабачках-гигантах.
- Мы провели исследование, суть которого такова: Иванов, Петров, Сидоров пришли на торгово-закупочную сессию, оставили свои координаты и ждут, когда их позовут, чтобы сразу попасть на полки. Такого не будет. Есть определенные требования, начиная с необходимости оставить заявку на сайте. Мы готовы помогать налаживать контакт в ручном режиме. Часто говорят: "Мы производители, наша задача - вырастить, а не продать". Но все меняется, надо договариваться. У розничных сетей жесткие требования, особенно у федеральных. Но это не догма. Все готовы идти на конструктивный диалог. Тем более что ситуация подталкивает к этому, и торговля уже идет к производителю, - считает заместитель министра АПК и потребительского рынка Свердловской области Светлана Островская.
Тот же "Магнит" для производителей овощей открытого грунта и фруктов запустил агроконтрактацию: крестьянско-фермерские хозяйства получают целевое авансирование - до 30 процентов от объема будущих поставок. Этот проект работает и в Свердловской области, но его ведет головная компания сети: заявки с мест передаются туда.
А поставщики массово "заявляться" не спешат. Прежняя практика отношений с сетями породила у них глубокий скептицизм. Изменить ситуацию может только реальное движение навстречу друг другу - с обеих сторон.