01.12.2022 22:03
    Поделиться

    В Екатеринбурге прошел парад музыкальных спектаклей "Музыкальное сердце театра"

    В Екатеринбурге завершен Национальный фестиваль "Музыкальное сердце театра" - когда-то московский, ныне кочевой: каждый год - новый город. Церемония вручения призов прошла в самом пафосном зале уральской столицы - Teatro Veneziano. Новыми лауреатами стали театры из Кемерова, Краснодара, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Тюмени.

    Открывая церемонию, президент фестиваля Максим Дунаевский подытожил: "Екатеринбург не просто красив, это по-настоящему театральный город. Это подтвердил фестиваль: спектакли собирали полные залы, а значит, наш любимый жанр растет, развивается и процветает". Праздник искусства, несомненно, состоялся, зрители уральской столицы с энтузиазмом принимали искусство гостей, но уроки этих десяти дней, по-моему, нуждаются в осмыслении.

    Одна из задач феста - способствовать профессиональному развитию жанра. В Екатеринбурге прошли мастер-классы режиссера Виктора Крамера, драматурга Михаила Бартенева, хореографа Натальи Тереховой, композитора Кима Брейтбурга и продюсера Валерии Брейтбург, худрука московского Театра юного актера Александра Федорова. Состоялся круглый стол по проблемам детского театра (детям вообще уделено особое внимание: почти половина конкурса - мюзиклы для детей). Руководитель отдела перспективного планирования и спецпроектов ГАБТ Ирина Черномурова рассказала об опыте Большого театра и МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко в совместных постановках с театрами мира. Прошла творческая лаборатория, где молодые режиссеры могли реализовать свои проекты и представить их на питчинг с помощью студентов Свердловского театрального института под руководством куратора - композитора Александра Пантыкина. В зале Филармонии состоялся феерический гала-вечер Максима Дунаевского. Наконец, фестиваль наградил Гран-при за выдающиеся творческие достижения поэта и драматурга Юрия Ряшенцева.

    Идея показывать крупнейшим городам достижения лучших театров страны в жанрах оперетты и мюзикла сама по себе бесценна. Ее реализация - акт почти героический: трудно вообразить, сколько проблем приходится решать продюсеру Дмитрию Калантарову, чтобы организовать парад музыкальных театров с большими труппами и оркестрами. Спектакли шли на 6 площадках, но менеджерам не удалось достичь с городом соглашения на взаимоприемлемых условиях: все залы с оркестровой ямой были заняты, и это почти вполовину урезало афишу фестиваля. В ней остались камерные спектакли, а пару больших мюзиклов показали под "минусовку". Прекрасная идея явлена в сильно усеченном виде, но эта парадоксальная ситуация запрограммирована самим регламентом конкурса.

    В отличие от большинства театральных конкурсов здесь нет жюри. По примеру кинопремий эту роль играют члены Академии музыкального театра. Их несколько десятков, и, разумеется, они не сидят на спектаклях и не спорят о том, кого назвать лучшим. И уже неважно, приехал театр на конкурс или нет: они смотрят видеозаписи у себя дома и голосуют задолго до фестиваля. Но театр - не кино, он заражает живой энергией сцены и ответным дыханием зала, в записи он несет сокрушительные потери. Поэтому эксперты "Золотой маски" хоть и отбирают по видео, но потом проверяют свой выбор на живых спектаклях, не говоря о жюри, обязанном все смотреть вживую. Мне кажется, вердикты нынешнего "Сердца" обнажают эту несообразность процесса: думаю, если бы "жюри" могло обсуждать и спорить, итоги были бы во многом другими. Скажем, возник бы вопрос о правомерности состязания лицензионного мюзикла "Семейка Аддамс", в точности повторяющего сценографию, костюмы, гримы, пластику бродвейского оригинала, с действительно оригинальными произведениями - спектакль неплох, но это калька, разные весовые категории.

    Театр - не кино, полноценное впечатление он оставит только в живом спектакле

    Питерская музкомедия "Мою прекрасную леди" заявила в конкурс, но потом сняла из-за видеопоказов. Думаю, ведущие театры жанра - Московская оперетта, Театр мюзикла, МДМ, Свердловская музкомедия конкурс игнорировали потому, что этот его базовый принцип показался несолидным. Нет атмосферы соревнования - призы давно распределены. А главное: в городе фестиваль, но половина конкурса городу недоступна, зрители не увидели главных победителей. Это гран-призер "Кабаре Терезин" (лучший спектакль, лучшая аранжировка - Сергей Дрезнин, лучший режиссер - Нина Чусова и лучшая актриса - Мария Биорк). Не увидели и Новосибирский музыкальный с его "Великим Гэтсби" (лучшая пьеса - Наталья Индейкина, лучший дирижер - Александр Новиков, лучший текст песен - Константин Рубинский).

    Остальные лауреаты-2022: лучшим композитором и успешным продюсером академики назвали Кима Брейтбурга ("Рок", Кемерово). Четыре премии достались тюменской "Семейке Аддамс" (актеры Жанна Сырникова и Александр Кудрин, хореографы Ирина Кашуба и Анатолий Войнов, художник Мария Утробина). Лучшим музыкальным руководителем признана Ирина Брондз ("Путешествие Голубой стрелы", петербургский театр "Карамболь"). Этот мюзикл академики сочли и лучшим спектаклем для детей и подростков. Краснодарский музыкальный театр награжден за костюмы к спектаклю "Труффальдино" (художник Ирина Долгова), питерский "Приют комедианта" - за свет (Глеб Фильштинский, "Дорогой мистер Смит"). Лучший исполнитель роли второго плана - Евгений Вальц ("24 часа из жизни женщины", Театр Елены Камбуровой). Премия зрительских симпатий - "Летучий корабль" (Театр "Свободное пространство", Орел).

    "Музыкальное сердце театра" 2023 года состоится в Кемерове.

    Поделиться