"Мостик между вузом и работодателем": Эксперты рассказали "РГ", зачем студентам участвовать во Всероссийской олимпиаде для студентов "Я - профессионал"

Завершается отборочный этап Всероссийской олимпиады "Я - профессионал" для студентов разных направлений подготовки: технических, гуманитарных, естественно-научных, педагогических, аграрных и медицинских. На участие в олимпиаде - одном из флагманских проектов президентской платформы "Россия - страна возможностей" - подано более 660 тысяч заявок. Соревнование проходит при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
Александр Кряжев/РИА Новости

Студенты могли подать заявку сразу на несколько из 73 направлений по разным дисциплинам - от дизайна до искусственного интеллекта. Все задания олимпиады направлены на применение знаний и навыков на практике. Причем студент-гуманитарий может запросто участвовать в "инженерном" треке.

О том, зачем студентам пробовать себя в разных профессиях и почему в лидерах направлений олимпиады - педагогика, "РГ" рассказали руководитель олимпиады "Я - профессионал", Директор института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара и ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

Валерия Касамара: В этом году олимпиада проходит уже шестой раз и у нас рекордное число направлений - 73. Среди новых - "Экономическая безопасность", "Креативные индустрии", "Региональное развитие и урбанистика", "Углеродное регулирование", "Инноватика", "Индустрия питания", "Спортивный тренер и фитнес-индустрия". Новые направления поддерживают импортозамещение, технологический суверенитет государства и разработку прорывных технологий для российской экономики. Также в этом году рекордное число вузов-организаторов - 33, от Калининграда до Владивостока. Студентам скучно не будет.

Валерия Александровна, что дает участие в олимпиаде?

Валерия Касамара: Олимпиада - это мостик между вузом и работодателем, который помогает ребятам плавно перейти от студенчества ко взрослой профессиональной жизни. Победители получают дипломы, которые позволяют претендовать на льготы при поступлении в ведущие вузы страны, а также рассчитывать на стажировку в крупной российской компании. Будут и премии для сильнейших участников - от 100 до 300 тысяч рублей. Согласитесь, неплохая прибавка к стипендии.

Интерес к Олимпиаде растет?

Валерия Касамара: Да, число зарегистрированных участников больше, чем в прошлом году. В прошлом сезоне у нас традиционно лидировали медики - на направления, связанные с здравоохранением, в частности "Лечебное дело и педиатрия" было больше всего заявок. Это понятно: мест в ординатуре мало, а победа в олимпиаде дает льготу на поступление. На втором месте - математика, потом - психология, юриспруденция, дизайн и педагогика.

Студенты могут выбрать любое направление, необязательно то, по которому учатся?

Игорь Реморенко: Да, и в этом большой плюс олимпиады. Причем, обратите внимание, лидируют те направления, где есть некоторый элемент междисциплинарности. Например, на треки по педагогическому направлению часто регистрируются ребята не из педвузов. Им важно показать, как они умеют работать с другими людьми, с детьми, как могут разбираться в сложно устроенном знании, как могут общаться. А все это и есть педагогика.

Валерия Касамара: Олимпиада все время радует какими-то метаморфозами. Поэтому ребята, особенно бакалавры, воспринимают ее как возможность попробовать себя в совершенно невероятных "амплуа" и, возможно, в будущем это изменит их образовательную траекторию. Так, золотой медалисткой второго сезона по педагогическому направлению стала студентка исторического факультета МГУ Анна Головина, которая никогда не занималась ничем, связанным с образованием и педагогикой, но всегда мечтала попробовать себя в преподавании. А недавно встретила студента политолога, который расспрашивал меня о заданиях по направлению "креативные индустрии": ему всегда это было интересно.

Есть ли разница между участниками из крупных столичных вузов и ребятами из регионов? Кто активнее?

Валерия Касамара: Очевидно, что ребята, которые живут или учатся в крупных городах, оказываются в более насыщенном информационном потоке. Но нам хочется, чтобы независимо от места проживания они имели одинаковые возможности. Поэтому у нас всегда есть демоверсии заданий, которые можно "протестить", все материалы доступны каждому на сайте олимпиады. Мне кажется, главная задача, которая стоит сегодня перед студентами - поработать со своей мотивацией и со своей ленью. Олимпиада дает массу возможностей - только пользуйся. Уже даже сложилось олимпийское сообщество. И те ребята, которые участвовали в пяти сезонах, сейчас фактически могут уже быть работодателями для таких же активных молодых людей.

Направление "Педагогика" - в топе. А профессия педагога становится более популярной, более востребованной сегодня. Рост продолжается?

Игорь Реморенко: В последние годы растет средний балл студентов, приходящих в педагогические вузы. Отчасти это связано с тем, что в 2012 году появилась норма о средней зарплате в экономике, которой должна соответствовать средняя зарплата в школах. Это определенный уровень стабильности. А еще, мне кажется, произошло осознание того, что знания и навыки, которые дают педвузы, востребованы не только в системе образования. Педагогический опыт пригодится во всех сферах, где работают с людьми. Это дает студентам возможность выбора траектории, и полученная специальность педагога может в течение жизни по-разному трансформироваться. Поэтому лучше ориентироваться на конкретные навыки, а не на жестко выбранную профессию.

Поэтому и олимпиада "Я профессионал" так востребована: она дает возможность попробовать себя и выбирать.

Задания Олимпиады помогают раскрыться талантам в разных сферах. Как, например, это происходит у педагогов?

Игорь Реморенко : Приведу пример реального задания, которое мы сейчас разрабатываем для педагогического трека. Это своего рода тренажер. Дается педагогическая ситуация: Маша стала плохо учиться, есть подозрение, что из-за конфликта с подругой Леной. Машина мама приходит к классному руководителю дочери и обозначает проблему и свои тревоги. Студенту дается заранее избыточный набор возможных вариантов развития ситуации в зависимости от того, что говорит мама. Это все похоже на небольшой сериал, где участник сам выбирает, какой будет следующая серия. Студент здесь выступает в роли классного руководителя и выбирает, как вести себя с мамой.

Валерия Касамара: Но в целом хочется, чтобы Олимпиада приносила не только чувство удовлетворения от того, что ты соответствуешь каким-то квалификационным уровням, но чтобы от самого процесса было как можно больше ярких эмоций. Олимпиада, конечно, ориентирована на практику, задания разрабатываются вместе с работодателями. Но также хочется, чтобы студенты получали удовольствие от всего этого процесса.

По сути, участие в олимпиаде - такой экзамен на пригодность к профессии?

Игорь Реморенко: Или по крайней мере подготовка к нему. Мне кажется, профэкзамены, о которых сейчас много говорят, - существенное цивилизационное изменение. Раньше подобного рода экзамены были лишь в небольшом количестве сфер, например, в бухгалтерии или юриспруденции. Причем не для студентов, а уже для состоявшихся специалистов. Сейчас студенты понимают: учиться нужно всю жизнь и показывать свою профессиональную состоятельность - тоже. Со студенческой скамьи надо к этому готовиться. Кстати, я как ректор раз в пять лет прохожу переаттестацию, сдаю тесты. У меня забирают паспорт, мобильный телефон, сижу в аудитории и выполню задания. Все как на ЕГЭ.

Кто лучше общается с молодежью в школе - человек с педагогическим опытом и образованием или профильный специалист - инженер, например, или историк?

Игорь Реморенко: У каждого свои преимущества. Можно, конечно, сказать, что выпускники классических университетов или инженерных вузов чуть свободнее ориентируются в контенте, потому что не "привязаны" к определенным программам, как педагоги. Но зато педагоги лучше ориентируются в организационных делах. Им проще и быстрее найти контакт с детьми, разобраться в проблемной ситуации в классе. Но я бы не проводил здесь жёсткой границы. Нередко студенты из технических вузов приходят к нам на магистерские программы по педагогике, потому что они попробовали работать с детьми, занимаясь репетиторством или в сезонных школах и их "зацепило". После такой практики они решают переориентироваться на педагогику.

А какой учитель сегодня востребован?

Валерия Касамара: Учителю, независимо от того, какой у него бэкграунд, приходится конкурировать, прежде всего с интернетом. Поэтому мне кажется, самое главное - быть интересным. Где этому учат? Не знаю. Но будучи мамой троих детей, понимаю: интересы детей четко определяются личностью учителя.

Еще один момент: школьники сейчас острее реагируют на возрастную разницу. И чем моложе учитель, тем больше у него шансов оказаться на одной волне с учениками. Не в пику педагогам старшего поколения, но когда в школе оказываются молодые учителя, да еще не только женщины, это дает ощутимый эффект.

Статус участника Олимпиады "Я - профессионал" - это знак качества?

Валерия Касамара: Прежде всего, это возможности - стажировки, премии, льготы на поступление в вузы на следующие уровни образования. Это поддержка в трудоустройстве: в течение двух лет после победы в олимпиаде можно пользоваться услугами нашего карьерного портала, где научат писать резюме, проходить собеседование, подыщут интересного работодателя. Мы работаем с ребятами буквально по индивидуальному треку.

Игорь Реморенко: Главное в жизни - попасть в хорошую компанию. Олимпиада дает такую возможность.