Почему фильм "Двойная петля" не стал объемным военным эпосом в духе "Топ Гана"

С 1 декабря в российском прокате "Двойная петля" - историческая драма об американских летчиках, которым предстоят первые боевые задания. Вчерашние мальчишки, полные надежд на скорые победы и награды за мужество, еще не представляют, что такое реальная война.
www.kinopoisk.ru/

Стоит сразу же обозначить, что лента Джастина Дилларда ("Чужак") в оригинале называется "Devotion" - то есть "преданность", "верность". И это больше соответствует духу фильма, поскольку словосочетание "двойная петля" тут же навевает определенные ассоциации - головокружительные полеты с полным комплектом чудес на виражах, а также боевые столкновения в воздухе, если учитывать военную тематику. Это в картине присутствует, но играет сугубо второстепенную роль, ведь в действительности перед зрителем разворачивается история Джесси Брауна - реально существовавшего первого афроамериканского летчика, завершившего базовую программу летной подготовки ВМС США и впоследствии ставшего героем Корейской войны.

Джесси Браун в исполнении Джонатана Мэйджерса ("Страна Лавкрафта") - человек, который с детства бредил небом. Несмотря на "неподходящее" афроамериканское происхождение, он смог обуздать обстоятельства и исполнить мечту всей своей жизни - стать пилотом. Он любит постоянно рисковать. Ему недостаточно быть одним из лучших. Нужно быть всегда первым, тем самым доказывая всем остальным, что право управлять самолетом было заработано не усилением антирасистских настроений и расовыми "привилегиями", а природными талантами и усердием.

Однако с авантюрностью соседствует крайняя подозрительность. Джесси постоянно ожидает какой-либо подлости от коллег - даже от простого сигнальщика, который может неправильно подать сигнал флажками, чтобы пилот приземлился неправильно. Актеру удается передать ощущение внутреннего надлома, который испытывает главный герой. Особенно это видно в сценах, где офицер встает перед зеркалом и начинает озвучивать все оскорбления, которые он слышал в свой адрес за всю жизнь. В этих поношениях самого себя проглядываются не то твёрдость, выражающаяся в желании назло злопыхателям достигать успехов, не то внутренняя убежденность в собственной неполноценности, которая годами взращивалась обществом, полным нетерпимости.

Другой центральный персонаж - старлей Том Хаднер, сыгранный Гленном Пауэллом ("Скрытые фигуры"). Он мечтал служить своей стране, а потому отказался от отцовского наследства и пошел учиться на летчика, однако война успела закончиться за месяц до выпуска, а он просто не успел стать героем. Оказавшись среди таких же "неудачников", лейтенант неукоснительно исполняет любые приказы, с предвкушением ожидая того момента, когда наконец сможет проявить себя. При этом сам по себе Том - вполне приятный парень. Он довольно быстро найдет контакт с Джесси и даже подружится с его женой Дейзи, сыгранной Кристиной Джексон ("Элементарно"), пообещав той присматривать за ее супругом.

Тем не менее за этой благодушностью стоит в том числе банальная неопытность. Том не в полной мере понимает, что приходится испытывать его товарищу "не той расы". Не говоря уже о просто мальчишеских мечтах поучаствовать в большой битве. Но реальные боевые действия покажут старлею истинную ценность медалей и прочих орденов.

Первая половина фильма посвящена подготовкам будущих пилотов, и герои полны ожиданием будущих побед. Даже короткое появление Элизабет Тейлор в Каннах, куда на отдых прибывают будущие асы, будто знаменует скорую вереницу героических побед. На данном этапе кажется, что самое страшное - это неудачи на тренировках. Джесси достиг много, особенно для своего положения, и сослуживцы по достоинству оценивают его способности. Но соседка, звонящая в полицию из-за небольшого шума в доме Браунов, швейцары, отказывающиеся впускать в казино "черного" гостя, или агрессивно настроенные солдаты, которые не жалуют чужака, - доказывают, что, несмотря на либерализацию общественных настроений, расизм никуда не испарился.

Учения заканчиваются, и начинаются реальные боевые действия. Безусловно, "Двойная петля" - это не "Топ Ган: Мэверик" в плане зрелищности и технической совершенности воздушных полетов и баталий. Но картина Джастина Дилларда тоже может похвастаться продуманной хореографией полетов и залихватским противостоянием самолетов с зенитными пушками. Особенно этим примечателен первый боевой вылет, где вчерашние "птенцы" летят в самую гущу перестрелок, и вокруг них с пугающей скоростью возникают новые чернильные пятна дыма от взорвавшихся снарядов. Именно в таких условиях, когда разворачивается реальная, а не иллюзорная война, расовые и прочие предрассудки отходят на второй план.

"Двойная петля" - неидеальное кино. Лента страдает из-за излишнего хронометража и порой неправильно расставленных акцентов. Не говоря о расовой повестке, очередное обращение к которой не всем будет по душе. Однако дуализм картины, при котором сталкиваются два героя, два состояния мира и два представления о мужестве и героизме, вызывает неподдельный интерес.