В стеклянном павильоне, как в космическом корабле из фильмов о будущем, лежали восемь матрасов, обозначенных разными буквами. Любой посетитель мог принять горизонтальное положение и посмотреть увлекательные научные лекции - их демонстрировали на экранах, что размещались над лежаками.
Интеллектуальная лаундж-зона - совместный проект организаторов ярмарки и Политехнического музея. Для гостей были отобраны ролики из циклов "Бранч с ученым" и "Интеллектуальная среда". "Колыбельную" для интеллектуального отдыха каждый мог выбрать по своему вкусу - "говорящие" машины, колонизация Марса, устройство Вселенной, "болезни" русского языка.
- А что люди выбирают чаще всего? - спрашиваю у администраторов, которые сидят возле специального "пульта" управления лаундж-зоной.
- Ролик о том, как лучше выспаться.
И действительно, сам видел, как загорались глаза у посетителей, особенно у женщин, когда "пульт" предлагал им лекцию врача-сомнолога Михаила Полуэктова о том, как высыпаться и избавиться от бессонницы.
- Неужели все вот так лежат и слушают ученых? - мучаю дальше "пилотов" корабля.
- Если честно, то людей хватает минут на 20. Дольше остаются только влюбленные парочки и вот такие прекрасные "пассажиры", - администратор кивает на лежанку под буквой "А", там, как ни в чем не бывало, сопит средних лет мужчина, а на соседнем лежаке тихо играют его маленькие дети. Где еще выспаться молодому папе!
Но те же, кто все-таки внимательно слушает лекции, сразу же переходят на орбиту космического корабля - вокруг лаундж-зоны расположились прилавки с интеллектуальной литературой. Торговое пространство организовывал магазин "Москва" - на одной площадке собраны лучшие книги различных издательств. Очень удобно, по крайней мере, экономит время охотников за разумом. Кроме того, по орбите "расставлены" специальные маячки - издательства, специализирующиеся на научно-популярной литературе самостоятельно выбрали для отдельной топ-выкладки по две книги, которые они считают лучшими за последние годы.
Вот лишь некоторые из тех названий, что обсуждались и покупались на моих глазах. "Николай Вавилов. Ученый который хотел накормить весь мир и умер от голода", "Евгений Примаков. Ас большой политики", "Чистая архитектура. Искусство разработки программного обеспечения", "Михаил Калашников"… Разнообразие тем по-настоящему впечатляет, а вот выбор покупателей иногда удивляет даже сотрудников магазина "Москва".
"Мы сегодня, находясь здесь, видим огромный интерес к научно-популярным изданиям у молодежи. - говорит заместитель директора книжного магазина "Москва" по связям с общественностью Екатерина Мосина. - Только что ко мне подошли человек восемь десятиклассников, которые хотят быть историками, но покупали они не только исторические книги, они скупили практически все лингвистические работы Владимира Проппа. Как же это приятно!".
Также молодежь, по наблюдениям продавцов павильона "Наука", интересуется историей средневековья и странами Востока. В тренде, конечно же, экология, астрофизика, искусственный интеллект и книги по ИТ. Впрочем, не скрывают устроители павильона, книг по ИТ как раз не хватает, "информационные технологии так быстро развиваются, что литература за ними не успевает".
Отдельный спутник научной станции - прилавок, на котором покупатели могут найти книги-памятники, как правило, это советские издания, без которых невозможно представить мировую науку. Одно разглядывание обложек уже о многом может рассказать. Например, я с удивлением узнал, что труды Сеченова о мозге массово издавались в годы Великой Отечественной войны, а в предвоенный период были популярны "Краткие очерки теории Дарвина". Всего представлены десятки памятников - клад для собирателей книг.
Сколько людей посещают этот "спутник" интеллектуальной литературы и сколько покупается книг - такой статистики пока нет. Но одно можно сказать точно - павильон "Наука" стал сердцем ярмарки. Пожалуй, так оно и должно было быть.