05.12.2022 16:10

Ученые приблизились к разгадке тайны золота легендарной Трои

Золото из древних городов Трои, Полиохны и Ура имело одинаковое происхождение. К такому выводу пришла междисциплинарная команда ученых, которая использовала инновационный лазерный метод для изучения легендарных изделий.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Archaeological Science, а коротко о нем рассказывает Arkeonews. Команда исследователей впервые использовала для изучения изделий, найденных в легендарной Трое, портативную систему лазерной абляции.

В рамках сравнительного анализа этот же метод был использован для изучения украшений бронзового века, обнаруженных в древнем городе Полиохне и в гробницах Ура. В состав команды были включены исследователи из различных учреждений.

Мифический город Троя известен нам по поэме Гомера "Илиада". В 1873 году Генрих Шлиман обнаружил не только Трою, но и клад Приама. Происхождение этого золота долгое время оставалось загадкой для ученых. Кстати, сейчас Троя находится на территории городка Гиссарлык в провинции Чанаккале, Турция. Раскопки показали, что Троя пережила несколько разных исторических периодов.

В рамках нового исследования команде ученых при помощи передового лазерного метода удалось доказать, что золото, найденное в городах Полиохна, Троя и Ур, происходило из одного источника. Поясним, что Полиохна - это город элладской цивилизации, существовавший в бронзовом веке на греческом острове Лемнос. Он был обнаружен итальянскими археологами. Полиохна считается одним из важнейших торговых центров ранней бронзы.

Ур - это древний город Месопотамии, один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья, который существовал с шестого тысячелетия до IV века до нашей эры. Он был расположен в южной Вавилонии, на юге современного города Телль-Эль-Мукайяр в Ираке.

Анализ показал, что золотые украшения, найденные в царских гробницах Уры, в зданиях Полиохны и в составе клада Приама из Трои идентичны по своему химическому составу. "Это означает, что между этими отдаленными регионами должны были существовать торговые связи", - считают исследователи.

Они установили, что для троянских украшений характерна высокая концентрация палладия, цинка и платины. Дальнейшее исследование показало, что все сырье для них было добыто в реках в одной местности. Однако в районе Полиохны таких месторождений нет, как не было их и в Месопотамии. Это сделало для ученых западную Анатолию, где расположена Троя, возможным источником происхождения золота.

Впрочем, исследователи говорят, что тайна происхождения золота Трои все еще не раскрыта, так как пока не стоит исключать и другие возможные торговые пути, по которым золото могло попасть в мифический город. Интересно, что в рамках исследования удалось также доказать, что украшения производились серийно, а не по отдельности.