05.12.2022 19:38

    В Ростовской области Дон обмелел из-за сильного ветра и сорвал судоходство

    Сильный восточный ветер до 10-12 метров в секунду и при этом дующий с упорным постоянством вот уже больше недели, привел к так называемым сгонным явлениям в реке Дон. Такие ветра характерны для Ростовской области, и казаки издавна называют их "верховкой": ветер сдувает воду с верховьев реки в море, из-за чего она мелеет, порой до критических значений.
    Обычно полноводный Дон сегодня не узнать. Половина русла обнажилась до самого дна. / Денис Демков
    Обычно полноводный Дон сегодня не узнать. Половина русла обнажилась до самого дна. / Денис Демков

    Причем раньше такие явления в регионе происходили примерно раз в пять лет, а сейчас они случаются чуть ли не ежегодно. Обычно полноводный Дон сегодня не узнать. Вид с моста на левый берег удручающий. Половина русла обнажилась до самого дна, образуя множество островов, а после стукнувших морозов остальную часть сковало льдом, который ветер покрывает песком и илом. По оценке специалистов, река потеряла более метра глубины.

    В связи с этим на водозаборных сооружениях произошло образование наледи и ухудшение их пропускной способности. Из-за образования шуги - кристалликов льда - вода подается в некоторые районы города с пониженным давлением, сообщила администрация Ростова-на-Дону. Дело в том, что ледяные кристаллы налипают на конструкции водозаборных оголовков и кассет, что препятствует нормальному поступлению речной воды в водоприемные камеры. Это приводит к существенному уменьшению производительности водозаборных сооружений. Правда, восстановить прежние объемы подачи воды директор технологического департамента предприятия Игорь Тронь обещал уже во второй половине понедельника - благодаря уменьшению ветра. Похожая проблема была лет десять назад, когда при сгоне воды водозаборы обнажились и обмерзли. Но после того случая их заглубили, и вода в Ростове подается. Перебои возможны в Таганроге, там водозабор находится в дельте Дона, где воду выдуло больше всего.

    Кроме того, ветровой сгон создал проблемы и для судоходства, рассказал "РГ" завлабораторией гидрологии и гидрохимии Южного научного центра РАН Алексей Клещенков. Около 50 кораблей вынуждены простаивать как в Азовском море, так и в Дону из-за "отсутствия габаритов водного пути". Рекомендованная глубина для судоходства в реке Дон и в Азово-Донском канале - это 4,5 метра. По этой причине, как отметили в Росморречфлоте, сезон навигации на Дону продлен на неделю.

    Алексей Клещенков также отметил, что сгонные явления опасны разве что для донных организмов, которые при минусовой температуре, вероятно, могут погибнуть. Как только ветер стихнет или поменяет направление - вода быстро вернется обратно.