Анатолий Васильевич, сейчас участники совместной олимпиады МГИМО и "Российской газеты", которую мы проводим уже двенадцатый год, пишут конкурсное эссе. Совет от ректора?
Анатолий Торкунов: Очень серьезно отнестись к работе. Смотреть тексты будет солидное жюри - прекрасные историки, обществоведы. Для того чтобы написать хорошее эссе по истории, надо просто больше читать, в том числе профессиональные исторические работы. Много замечательных работ готовят Институт всеобщей истории, Институт российской истории РАН.
У вас небольшой прием в вуз, около 500 бюджетных мест. В прошлом году примерно треть сразу заняли олимпиадники. А в этом?
Анатолий Торкунов: И в этом такая же история.
Оправдывают олимпиадники свое звание?
Анатолий Торкунов: В основном да. У нас к олимпиадникам жесткие требования, особенно в рамках нашей совместной олимпиады с "Российской газетой", которую мы проводим уже двенадцатый год. Олимпиадники должны по своему профильному предмету, который им засчитывается в 100 баллов, получить на ЕГЭ не менее 75. Но, как правило, у них уровень в 90-95 баллов, так что это хорошо подготовленные ребята.
Вообще, я бы очень рекомендовал школьникам активно участвовать в олимпиадах самого разного уровня, это дополнительные баллы при поступлении.
В МГИМО прошла первая конференция "Образовательная инициатива: школа будущего". Почему в вузе решили обсуждать школьные проблемы?
Анатолий Торкунов: Практически каждый год усложняются вузовские программы в интересах подготовки классного специалиста, способного адаптироваться к нынешним изменяющимся условиям в любой области. Нужно дать студенту максимум знаний. Для того чтобы это получилось у вуза, нужно "получить" из школы хорошего выпускника.
А значит, без сотрудничества нам никак.
Все вузы нуждаются в своем студенте. Таком, который пришел к ним, не просто ткнув пальцем в список "куда легче поступить", а осознанно выбрав именно это место учебы, понимая, что вуз может ему дать. Для этого университеты должны очень тесно, активно и постоянно работать со школами. В Москве, например, который год проходят университетские субботы: на занятия и лекции приходят школьники разных классов. Интерес огромный! Но это не все - нужно работать и с учителями и, может, где-то подсказать, как сделать предмет интереснее.
Как это происходит у вас в МГИМО?
Анатолий Торкунов: Мы давно работаем не только с московскими школами, но и со школами в регионах: это и Урал, и Краснодар, и Тула. Есть связи и с зарубежными, прежде всего в Узбекистане, где у нас работает собственный лицей. Мы активно сотрудничаем со школами Кыргызстана. Планируем открыть школьные классы в Турции, ОАЭ в рамках сетевого сотрудничества с зарубежными странами в гуманитарной области.
Что для вас "школа будущего"?
Анатолий Торкунов: Школа, дающая универсальное образование. Вы скажете, а как же профориентация? Да, сейчас есть тенденция в старших классах определять, по какой "ветке" пойдет школьник - в математический класс или гуманитарный. Как правило, в гуманитарии записываются те, кто не тянет математику. Мне кажется, что сегодня выпускник школы, как, кстати, и выпускник вуза, должен обладать достаточно универсальными компетенциями. Конечно, он не может быть специалистом во всех областях, но должна быть база, которая позволяет развиваться с разными направлениями. Приведу близкий мне пример. Направление "Международные отношения" - казалось бы, гуманитарное. Нужна ли здесь математика? Обязательно! Потому что работа с большими данными без знания математики, без основ программирования невозможна. Поэтому мы и в прошлом, и в этом году на программе "Большие данные и моделирование международных отношений" факультета международных отношений ввели четвертый ЕГЭ по математике или географии - на выбор абитуриента. Планируем также ввести математику в будущем для поступающих на программы по юриспруденции.
Сейчас присели все абитуриенты, которые хотели идти к вам "на юриста"…
Анатолий Торкунов: Пока рано. В 2023 году на юридическом направлении профильной математики точно не будет. А вот через год - вполне возможно. Вообще сегодня трудно себе представить современного человека без знаний по нескольким базовым дисциплинам. Это история Отечества, русский язык, литература, математика. Надо делать все, чтобы в школах эти дисциплины стали интересными и важными для всех школьников независимо от того, какую профессию они потом выберут. Это, конечно, ничуть не умаляет важность других предметов - физики, химии, биологии.
Снова изменились правила приема в вузы. Дополнительный стресс абитуриентам?
Анатолий Торкунов: Те изменения, которые внесены, не очень существенны. Да, сократилось количество направлений, куда можно подавать заявления. И правильно. Я недавно встречался с первокурсниками факультета управления и политики. Спрашивают: "Как вы считаете, школьник в состоянии определиться, что ему интересно и чему он хочет жизнь посвятить?". Так вот я думаю, что не в полной мере. И если он, поступая в вуз, выбирает все десять направлений в пять вузов, - то, скорее всего, он вообще не может определиться. Может быть, тогда вообще не надо в вуз поступать? Может быть, стоит подождать год?
А какие изменения будут в МГИМО в очередную приемную кампанию? О чем абитуриентам нужно знать уже сейчас?
Анатолий Торкунов: Будет дополнительное испытание по иностранному языку, но только на двух факультетах: международных отношений и международно-правовом. А для поступающих на программу по большим данным не будет дополнительного испытания по инязу, но они должны принести ЕГЭ по профильной математике или ЕГЭ по географии, как я уже отмечал. Дополнительное испытание в формате творческого конкурса сохранилось на международной журналистике.
Меняется международная обстановка, а как меняется в связи с этим вуз, где учат международным отношениям?
Анатолий Торкунов: Меняем очень многое. Мы всегда большое внимание уделяли азиатской, африканской проблематике. У нас работает Центр АСЕАН, в Институте международных исследований работают несколько центров, которые занимаются сотрудничеством в рамках ШОС, БРИКС, взаимодействием со странами Ближнего Востока, Ираном. Сейчас эти центры существенно укрепляются, расширяются. Кроме того, восточные языки сегодня учат не только на факультете международных отношений, но и на экономическом, юридическом факультетах, на направлении "Торговое дело". Есть планы по расширению совместных магистратур со странами Азии, в частности, с Китаем. Укрепляем работу с индийскими вузами. По-прежнему в приоритете - работа со странами СНГ. Большое внимание - отбору студентов из этих стран. Наши эксперты целыми командами выезжают в школы стран Центральной Азии, Армению, Азербайджан. И в местных школах проводят пробное тестирование для старшеклассников, рассказывают об учебе в МГИМО.
В начале следующего года МГИМО выпускает учебник по истории для иностранных студентов. Это будет необычный учебник. Почему?
Анатолий Торкунов: Это комплексный учебник "Всемирная и Отечественная история". Он выйдет на английском языке. Мы пытаемся найти баланс в подаче фактов отечественной истории на фоне истории всемирной и наоборот, отразить историю мира с учетом того, что происходило в нашем Отечестве, и как Россия влияла на общемировое развитие. Интересный опыт, я уже проштудировал значительную часть подготовленного материала.
А для российских студентов такой же сделаете?
Анатолий Торкунов: Конечно, будет и углубленная версия учебника для наших ребят из России. Если все получится, будем предлагать его для тех программ, которые появятся в вузах в рамках принятого решения об обязательном изучении Отечественной истории в объеме 144 часов. Главное, чтобы он давал понимание о смыслах тех или иных исторических событий, которые определяли вектор развития государства и мира.
Хотим, чтобы учебник получился интересный, я бы даже сказал "захватывающий", и при этом не стал дополнительной или изнурительной нагрузкой для студентов, которые учатся в медицинских, технических и других не гуманитарных вузах. У "технарей" и так огромная нагрузка по сложнейшим профильным дисциплинам.
Вы - редактор линейки и школьных учебников. Как у нас со школьными учебниками истории?
Анатолий Торкунов: Принято решение о создании единого учебника по истории, работа уже идет. Надеюсь, что будет учтен и тот труд, который был вложен в создание большой линейки учебников по истории России коллективом автором, где я имел честь быть редактором. Ясно одно: мы просто обязаны выполнить поручение, которое нам дано о подготовке такого единого, научно обоснованного и, что немаловажно, интересного учебника для школьников. Хочется, чтобы его читали как увлекательную книгу.
Оказывается, вы ведете на ТВ передачу "Ректорат". Что это для вас - хобби, продвижение вуза?
Анатолий Торкунов: Вести программу о высшем образовании мне предложил руководитель канала Виталий Игнатенко Он сам хорошо знает высшую школу, работал и у нас в МГИМО. Мы знакомы не один десяток лет, но согласился я, конечно, не только поэтому.
На мой взгляд, важно, чтобы о проблемах высшей школы рассказывали сами руководители университетов. О юридическом образовании у меня говорили ректоры Санкт-Петербургского госуниверситета, Казанского федерального университета, Саратовской юридической академии, а также директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. В программе о творческом образовании в гостях были ректор Щукинского театрального института, Московской консерватории, Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина, экспертом выступал Михаил Ефимович Швыдкой. Конечно, такая программа не должна быть скучной, и я стараюсь задавать гостям даже "провокационные" вопросы, расшевелить, вызвать на спор.
У нас в вузовской сфере занято порядка полутора миллионов человек. Программа для них, но не только. Ее смотрят и родители абитуриентов. Еще бы, ведь это информация из первых рук. А вот абитуриентов среди зрителей немного: молодежь мало смотрит телевизор.
Когда все вузы ушли на дистант из-за COVID, в Сети крутился ролик, где вы вместе со студенческим хором по видеосвязи исполняете "Ветер перемен" из фильма "Мэри Поппинс, до свидания". Тогда все узнали, как здорово поет ректор МГИМО. А как еще взаимодействуете со студентами?
Анатолий Торкунов: Общение со студентами приносит много радости. Недавно была Битва факультетов, такой наш внутренний "капустник" - песни, танцы, шутки. Был с ребятами на сцене, не танцевал, правда, но, как говорил один из героев нашей истории после просмотра фильма "Веселые ребята": "Как будто в отпуске побывал".
Салтанат Ермухамбетова:
- Как поступить в МГИМО на бюджет, если живешь на Чукотке, в маленьком городке за полярным кругом? Школа у нас одна, интернета почти нет, репетиторов тоже. В 10 классе мне удалось пройти на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. До призера не хватило четырех баллов. В это же время на Чукотке проходил финальный отбор на телеолимпиаду "Умницы и умники". Я прошла и поехала в Анадырь. Дошла до конца дорожки и - ошиблась. Терять было нечего, и я пошла ва-банк. Мне достался вопрос: от чего, по мнению чукчей, произошли комары? Такого, конечно, в книгах не было. Это был вопрос на логику. И я на удачу ответила: от капель воды и грязи. И в точку!
Анна Фомина:
- Олимпиады - около 0,5% успеха. Остальное - желание учиться и узнавать новое. В таком случае вам даже не потребуется просиживать вечера у репетиторов.
Вероника Соловьева:
- Сложно ли поступить в МГИМО? Сложно. На отдельных факультетах конкурс на бюджетное место - триста с лишним человек. Реально ли поступить в МГИМО? Реально. Готовьтесь ко всему сразу! Участвуйте в различных олимпиадах, сдавайте по пять предметов на ЕГЭ. Ни в коем случае не делайте упор только на то, что необходимо для поступления на выбранный факультет. Верьте в себя! Репетиторы? Это для слабаков.
Мария Муравьева:
- Приглашение из Сорбонны на руках. "Почему бы не попытаться поступить в МГИМО?", - подумала я. Сказано - сделано! Провала не случилось. Напротив: я стала второй в списке претендентов на бюджетное место. Я участвовала в олимпиаде, которую проводит МГИМО вместе с "Российской газетой". Написала эссе, но во второй тур не прошла. Потом была олимпиада "Умницы и умники", в финал в Москве - увы, в тройку не вышла. Но все равно решительно шла к цели. МГИМО любит упорных, и только устремленным к цели он открывает свои двери.