За реноме украинских нацистов и их непризнание таковыми, боролся так называемый Украинский институт национальной памяти (УИНП), что неудивительно. Все, чем занималась эта структура с момента образования - это стирание памяти о преступлениях украинских коллаборационистов и их же прославлением. И 14-я добровольческая дивизия войск СС "Галичина" была в числе главных подопечных УИНП, руководство которой составляют в основном выходцы с запада Украины, что также не удивляет и наводит на исторические параллели.
Чем известна дивизия? Странным образом, с точки зрения военной истории, почти ничем. Единственное сражение Великой Отечественной войны, в котором ей удалось поучаствовать, - это попытка остановить наступление 1-го Украинского фронта в ходе Львовско-Сандомирской операции в июле 1944 года. Исходя из мемуаров советских полководцев, какого-то ожесточенного сопротивления украинские нацисты не оказали, дивизия была окружена под городом Броды и разгромлена сходу, ее почти не заметили, переехав танками, как и десятки других фашистских военных соединений.
До разгрома они успели поучаствовать в уничтожении польского населения в дистрикте Галиция, на их совести сожженное село Гута Пеняцкая и около 500 зверски убитых крестьян. После разгрома под Бродами ошметки нацистов, сохранившие статус дивизии и пополнившиеся бандеровскими боевиками, поучаствовали в подавлении Варшавского восстания и в карательных операциях против партизан в Словакии и Югославии. И это тоже неудивительно: набранная из боевиков ОУН-УПА (запрещены в России), дивизия не умела воевать в честном бою, зато подло убивала безоружных.
Войну они закончили в американском плену и не были выданы СССР, так как формально юридически не являлись советскими гражданами. Тем не менее "Галичина", как и все войска СС, была признана Нюрнбергским трибуналом преступной организацией.
Обеление эмблемы дивизии СС украинским судом в действительности полностью лежит в русле новой европейской идеологии, в рамках которой символы отвязываются от истории. Нацизм все еще считается злом, но маленьким по сравнению с абсолютным и большим злом, которым представляется СССР. Где-то, как в Балтии и Восточной Европе, реабилитируются нацистские преступники, потому что они "свои", европейские, а на Украине, в Европу рвущуюся, из них уже делают героев.
Вот и теперь лев с коронами - это не символ нацистского сброда, а просто лев и короны - популярные и широко используемые в европейской геральдике атрибуты. Череп и кости на черном щите, столь любимые нынешними украинскими вояками, - это не эмблема дивизии СС "Мертвая голова", а просто анатомический набор. И волчий крюк на флагах полка "Азов" (запрещен в России) - это не отзеркаленная символика дивизии СС "Рейх", а просто буквы N и I, что значит "национальная идея". И Украина - не обезумевшая от нацизма территория, а молодая европейская демократия.
Американский философ Джордж Сантаяна говорил: "Кто не помнит своего прошлого, обречен на его повторение". Вот и сегодня Украина, отказавшаяся от своего прошлого, и усилиями УИНП забывшая его, вновь его переживает. И дивизия "Галичина" снова в героях. Трагедия в том, что подавляющему большинству украинцев это прошлое - чужое.