Поделиться

    Что надо учитывать российскому бизнесу при выходе на азиатские рынки

    Современные компании давно заботятся не только о своем продукте, но и о следе, который оставляет бизнес. И тенденция, набирающая обороты год от года, - это экологическая и социальная ответственность. Сегодня российский бизнес встраивается в реальность, которая изменилась. Предприниматели ищут новые формы взаимодействия с партнерами и контрагентами, а также способы выйти на новые рынки. Один из вариантов - азиатские площадки, на которых также акцентируют внимание на экологической и социальной активности бизнеса.

    Так, Юго-Восточная Азия преследует масштабные "зеленые" цели и предъявляет высокие требования к эконаправленности бизнеса. Например, к 2060 году Китай и Индонезия планируют стать углеродно нейтральными. А значит, компаниям, которые хотят выходить на эти рынки, нужно считаться с "зелеными" планами.

    Однако единых критериев для оценки "полезности" вклада пока не существует - в разных странах они различаются. Так, приняты рейтинги, которые формируют независимые исследовательские агентства, но все оценки субъективны. Они высчитываются исходя из разных критериев и баллов и основываются на открытых данных. Всего существует около 600 рейтинговых систем.

    Это значит, что, выбирая рынок для выхода с продуктом, необходимо изучать существующие в стране рейтинги и критерии, чтобы понимать, к чему готовиться и что можно исправить. В будущем, как было заявлено в июне в рамках ПМЭФ, Россия и страны - члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии создадут совместную платформу устойчивого развития, которая позволит реализовывать экологические и природоохранные проекты. Это значит, что и критерии оценок могут стать одинаковыми.

    В зависимости от страны социальная и экологическая повестка бизнеса может отличаться, но общие тенденции все же есть. Например, в новых условиях, когда цены на ресурсы растут, страны фокусируются на возобновляемых источниках энергии. Так, Китай лидирует по объему инвестиций в этот сектор.

    Еще один актуальный для всех вопрос экологической повестки - глобальное потепление, удержание повышения среднегодовой температуры. Также можно основываться на рейтинге аналитической платформы HolonIQ "50 наиболее перспективных climate-tech стартапов в Юго-Восточной Азии" за 2021 год. Согласно этим данным, на первом месте по значимости стоит агропродовольственный сектор (32 процента). На втором - проекты, связанные с сохранением и восстановлением природных экосистем, экологичными материалами и циклической экономикой (16 процентов). Далее по значимости - возобновляемые источники энергии (12 процентов) и транспорт (10 процентов). Из этих данных можно сделать вывод, что именно перечисленные секторы наиболее интересны азиатским площадкам.

    Не стоит "прикрываться" высокими целями, чтобы обогнать конкурентов

    Если говорить о социальной повестке, то практически все страны волнует проблема растущих цен и неравенства в обществе. Так же, к сожалению, актуальны проблемы эйджизма и гендерного неравенства. Все эти вопросы российский бизнес не должен сбрасывать со счетов.

    Однако точно не стоит "прикрываться" высокими целями, чтобы обогнать конкурентов или успешнее представить свой продукт новым потребителям. В Азии с этим борются, проверяя данные от компаний, чтобы бизнес не использовал экологическую или социальную повестку исключительно в коммерческих целях. Лучше делать небольшой, но реальный вклад.

    Поделиться