06.12.2022 16:28
    Поделиться

    В Екатеринбурге показали жовиальную живопись в стиле ботеризма

    По такому принципу создает свои произведения уральский художник
    Выставку Аркадия Ачитова в библиотеке имени Белинского можно посещать в оздоровительных целях, как принимать витамины, когда организм сдает при дефиците тепла и солнца. Даже название ее мрачновато и малопонятно, словно инструкция к лекарству: "Идолы. Жовиальная живопись в стиле ботеризм по мотивам уральской и советской мифологии".
    Будто на групповом фото серьезно смотрят в кадр братки из 90-х.
    Будто на групповом фото серьезно смотрят в кадр братки из 90-х. / Татьяна Андреева/РГ

    По пунктам. Жовиальный - жизнелюбивый, неунывающий. По показаниям подходит, надо брать. Ботеризм - направление в живописи, родоначальником которого стал знаменитый колумбийский художник Фернандо Ботеро. Он создавал узнаваемые картины и скульптуры с преувеличенными объемами, добиваясь этим сатирического или юмористического эффекта. С юмором сейчас тоже напряженка, так что автор как раз вовремя.

    - Предлагаю зрителям эликсир радости жизни, - говорит художник

    Итак, смотрим. Размеры полотен нескромные, уж картина так картина. Ботеризм в исполнении екатеринбуржца Ачитова имеет испанский акцент разве что в безудержном буйстве красок, исключающем полутона, без оттенков и сомнений. А суть - сугубо местная. Образы художника - это идолы эпохи, знаковые места, предметы поклонения, фантомы былых времен, призраки соцкультбыта.

    В многофигурных гротескных композициях зрителя встречает галерея персонажей: добытчики изумрудов в Малышевском руднике и оружейники-ракетчики из секретного цеха, умельцы-сидельцы из тагильской зоны с копией троянского коня и рыболовы с Белоярского водохранилища, оркестр на фоне еще не снесенной Краснознаменной группы и уральская Мона Лиза в стиле хаки (знай наших!).

    В натюрмортах своя изюминка: пряник "Уральский сувенир" и прочая аутентичная снедь на картине "Уральские хлебы", семь кубков на приеме у сити-менеджера - по числу районов города, проект уральской короны с надписью на латинице, прославляющей опорный край. Готов художник позубоскалить и над артефактами народного китча - денежным деревом с кошкой-копилкой или клумбой из автомобильных покрышек.

    Но не все так однозначно жовиально в этих работах. Вот летит над главной площадью Екатеринбурга пышная красавица, героиня картины "Мое новое красное платье", затмевая своей значительностью памятник вождю пролетариата, и как мало надо женщине для абсолютного счастья. Будто на групповом фото серьезно смотрят в кадр братки из 90-х, "Защитники Уралмаша" в синих спортивках, сжимая в руках профессиональные принадлежности - от бейсбольной биты до утюга... и веточку сирени. Почти все они давно на кладбище. А кто знает, что вышло бы из этих парней, если б не угробили ту страну, где они были просто спортсменами. И печален Леонид Ильич, предлагающий пионерам конфеты с до боли знакомым ананасом на желтой обертке.

    "Идолы" - первая персональная выставка Аркадия Ачитова, слесаря механосборочных работ и дипломированного историка, журналиста и дизайнера, так и не удосужившегося получить художественное образование. Тут он вполне себе жовиальный самоучка.

    - Предлагаю зрителям эликсир радости жизни, - говорит он. - Состав не скрываю: минимально необходимый объем провокации, допустимая доза иронии и пара щепоток гротеска. Приятного аппетита!

    Поделиться