С этого начался наш разговор с доктором биологических наук Максимом Шмаровым. В Национальном исследовательском Центре эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Минздрава России, в лаборатории молекулярной биотехнологии, которой он руководит, разработана новая векторная противогриппозная вакцина. Несколько дней назад начались ее клинические испытания с участием здоровых добровольцев. Проходят они в Московской инфекционной клинической больнице № 1.
- Максим Михайлович! Ученые, практики просто вынуждены каждый год готовиться к нашествию гриппа и модифицировать существующие вакцины, чтобы был заслон новым штаммам гриппа?
Максим Шмаров: Иного не дано! Иначе вакцины не будут нас защищать. А грипп многолик. У него четыре основных разновидности, которые поражают человека в последние двадцать лет: грипп А/ Н1, А/H3, В/Виктория и В/Ямагата.
У всех видов, можно сказать, пальма первенства: заранее не известно, какой именно штамм будет преобладать.
- И выход?..
Максим Шмаров: Выход, на наш взгляд, один: создание новой вакцины, которая будет защищать от всех сезонных штаммов перечисленных вирусов.
- И судя по всему, такое стало возможным?
Максим Шмаров: Да. Благодаря использованию нового подхода к созданию вакцин, разработанному в нашем Научном Центре Гамалеи.
- Что за новый подход?
Максим Шмаров: Это использование рекомбинантных аденовирусных векторов для доставки в клетки человека генов, кодирующих белки вируса гриппа. Это позволяет иммунной системе человека распознать чужеродные белки, запомнить их и выработать антительный и Т-клеточный ответ. И если на человека нападет новый вирус гриппа, то иммунная система человека, сделавшего необходимую прививку, сможет ему надежно противостоять.
- Слово " векторная" подчеркиваете не случайно?
Максим Шмаров: Не случайно. Именно в этом основное ее отличие от имеющихся вакцин. Не стану мучать подробностями. Если в двух словах: это имитация поведения живого вируса гриппа. Что позволяет иммунной системе задействовать все свои защитные механизмы. А это, в свою очередь, позволяет получить защитный эффект широкого спектра. Причем надолго.
- Надолго, но не навсегда?
Максим Шмаров: Навсегда нет, и не может такого быть. Человек, его организм постоянно обновляется, и его иммунную систему надо периодически тренировать.
- А такие тренировки не опасны для нашего организма?
Максим Шмаров: Абсолютно безопасны!
- Вы в этом абсолютно уверены?
Максим Шмаров: Абсолютно. Такого типа вакцины прошли многочисленные испытания и на животных, и на здоровых добровольцах. Тут уместно напомнить, что всемирно известная вакцина "Спутник V" основана на таких же технологиях.
- Как будет применяться предложенная вами новая вакцина?
Максим Шмаров: Она будет вводится однократно в виде капель в нос. Как часто? Один раз в три-четыре года.
- И значит, уйдет необходимость ежегодной вакцинации?
Максим Шмаров: Это все-таки зависит от иммунной системы человека. И, скажем, людям в возрасте, видимо, придется вакцинироваться чаще. О сроках для детей пока говорить преждевременно.
- Уж раз о сроках. Судя по всему, новые штаммы гриппа уже, как говорится, на дворе. Я, мои друзья и коллеги могут пройти вакцинацию предложенной вами вакцины?
Максим Шмаров: Придется подождать окончания клинических испытаний. Потому точную дату пока не называем. Но есть надежда.
В России продолжает расти заболеваемость гриппом и ОРВИ. За последнюю неделю показатель заболеваемости ОРВИ и гриппом вырос на 23,3% по сравнению с предыдущей неделей. На сегодняшний день привито более 72,4 млн человек, что составляет 49,5% от численности населения страны.
Максим Михайлович Шмаров, доктор биологических наук. Родился в Москве в 1973 году. Мама - детская медсестра, отец - рабочий. Окончил государственную академию ветеринарной медицины и биотехнологий имени Скрябина. В Центре имени Гамалеи с 2003 года. Кандидатская и докторская диссертации посвящены разработке аденовирусных векторов. Основное направление исследований - борьба с гриппом.
Жена - Татьяна Викторовна Каштиго, кандидат биологических наук, работает в Центре имени Гамалеи. В семье четыре сына и дочь. Дочери уже 28 лет, и у Максима есть двухлетняя внучка Виктория. А один из сыновей, Виктор, учится в той же академии, которую окончили родители, и уже работает лаборантом в Центре имени Гамалеи.