Дефицит высококвалифицированных конструкторов и технологов, обладающих опытом применения современных цифровых методик проектирования и производства, является острой проблемой. Оцените ее масштабы.
Александр Романов: Российские вузы на высоком уровне дают фундаментальные инженерные знания. Но чтобы инженеры могли проявить себя в работе, нужны знания современных инструментов и методик проектирования, практический опыт. Студенты нечасто могут получить в вузе навыки, необходимые для работы на предприятии. По нашей оценке, только 10-15% студентов инженерных специальностей имеют возможность стажироваться на производстве и потом идут в эту сферу. Остальные выбирают отрасли с более простой "точкой входа". Дефицит инженерных кадров оценить сложно, но это десятки тысяч специалистов.
В каких отраслях острее всего стоит эта проблема и как она решается?
Александр Романов: ЛАНИТ взаимодействует с предприятиями практически всех ключевых отраслей машиностроения, внедряя современные методики проектирования и производства. Мы видим, что сложности с подбором инженерных кадров есть у любого высокотехнологического направления. Пожалуй, наиболее острая необходимость в грамотных инженерах, которые хорошо разбираются в цифровых решениях для машиностроения, наблюдается в судостроении и производстве ракетно-космической техники. Государство и предприятия предпринимают определенные шаги: это и инструменты финансирования и субсидирования, и содействие в организации научно-образовательных центров (НОЦ). А основным драйвером стали программы по созданию передовых инженерных школ.
Не так давно правительство утвердило программу поддержки научно-образовательных центров. В чем ее суть?
Александр Романов: Идея в том, чтобы к образовательному процессу были подключены ведущие индустриальные партнеры, крупнейшие машиностроительные холдинги. Чтобы они полноценно присоединялись к обучению будущих специалистов, чтобы шла научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность еще в стенах вуза. Такое взаимодействие позволит сократить разрыв между высшим образованием и потребностями высокотехнологичных компаний. Подобный проект мы уже длительное время реализуем по собственной инициативе.
Речь идет о научно-образовательном центре ЛАНИТ, который создан в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Как родилась идея?
Александр Романов: Я учился в этом университете, и мне удалось со второго курса попасть на стажировку в компанию. К концу обучения уже был ответ на вопрос: востребована ли моя инженерная специальность? Также там я получил дополнительные прикладные навыки. У большинства сокурсников такой возможности не было. Поэтому первое, что мы начали делать с партнерами, - вести в вузе для студентов 5-6-х курсов прикладные занятия, прививать им навыки, которые будут нужны на предприятиях. Первый шаг показал, что заинтересованность у вуза есть. Позже к нам обратился заказчик из сферы вертолетостроения за решением большой задачи: "превратить в цифру" проекты изделий, разработанных без современных инструментов проектирования. Мы решили привлечь студентов. Задача имела определенную инженерную сложность, но была посильной для старшекурсников. Ребята получили возможность изучить современные инструменты и технологии. Опыт оказался успешным - порядка 15 студентов откликнулись на запрос и решили задачу. Заказчик увидел значительную пользу от сотрудничества. Постепенно это стало системой, новым подходом для подготовки специалистов.
Получив опыт, выпускники шли в профильные отделы предприятий. Им уже была понятна сложность задач, которые предстоит решать. Потом были введены стажировки на предприятиях. Мы поняли, что можно построить взаимовыгодное для вуза и предприятий сотрудничество в прикладной сфере. А для студентов это был шанс попробовать то, чему они обучались, сделать выбор будущей работы. Это стало отправной точкой, а потом руководство университета предложило вывести взаимоотношения на новый уровень: создать НОЦ.
При поддержке руководства и преподавателей МГТУ мы сформировали дополнительный курс для студентов с лекциями, семинарами и прикладными курсовыми работами. Специалисты ЛАНИТ вложили в него опыт реализованных проектов. Рассказываем на примерах, какую роль ИТ-решения играют в развитии бизнеса. Применение инструментов цифровой трансформации, например, на треть сокращает сроки и затраты на разработку.
Каковы задачи НОЦ?
Александр Романов: Мы интегрируем лучшие практики в виде академических программ, нацеленных на приток в машиностроение молодых целеустремленных специалистов, готовых к дальнейшему росту. Благодаря программам НОЦ студенты в процессе обучения вовлекаются в работу реальных производств. Рынок отошел от того, чтобы относиться к студентам как к рабочей силе, на которую не надо тратиться. Они получают зарплату, то есть несут ответственность перед предприятием, которое получает экономический эффект. Заключается он, например, в том, что студенты оцифровку делают в полтора раза быстрее, чем специалисты, которые длительное время работают на предприятии. Стажеры более молоды, инициативны, энергичны и заинтересованы. Затраты на оцифровку изделия сокращаются в два раза. Выгода предприятия может составить десятки-сотни миллионов рублей на один проект.
После стажировок у выпускников вузов появляется больше шансов получить работу на том же предприятии. Средний цикл адаптации молодого специалиста на производстве составляет около года. Но если ребята получают практику еще в вузе, он сокращается в два раза и более. Срок адаптации может составить один-два квартала, в течение которых ребята успевают ознакомиться со спецификой предприятия и предметно начинают заниматься определенным направлением.
Какие еще возможности открывает партнерство вузов с отраслевыми заказчиками?
Александр Романов: Например, возможности запуска и развития цифровых технологий. Многие новые инструменты, методики и процессы внедряются и апробируются в вузах кратно быстрее. У нас есть яркий пример: системное проектирование и 1D-моделирование. Оно показывает, как будет функционировать изделие. Это очень сложная задача, и студенты апробируют новые подходы в 3-5 раз быстрее, чем ее могут решить на предприятии. Зачастую задачи, которые решают ребята, даже превосходят задачи, которые мы решаем с партнерами. Это говорит о том, что сотрудничество вуза с предприятием становится еще и лучшей лабораторией, в которой возможно создание самых передовых инструментов для развития номенклатуры отечественных решений. Расширение такой практики ускорит развитие отечественных информационных технологий в машиностроении. Об этом не нужно забывать, и мы стараемся нашим партнерам и различным ведомствам эту мысль доносить.
Каких специалистов готовят в НОЦ? Сколько студентов прошло обучение по вашим методикам и многие ли приходят на работу в ЛАНИТ?
Александр Романов: Скажу так - мы свой внутренний кадровый дефицит полностью устранили и помогаем устранять его нашим партнерам. Что касается целевых направлений, то мы сразу попытались смоделировать работу конструкторского бюро. В вузах многие проекты - индивидуальные. Мы же постарались организовать работу группы студентов над одним проектом. Была создана академическая программа моделирования изделия группой конструкторов с разными ролями, максимально приближенными к реальным условиям на предприятиях. Ребятам интересно, так как виден практический результат. Основной вехой стало взаимодействие с проектом "Формула Студент" - это международное соревнование, созданное крупнейшими автомобильными гигантами мира для сотрудничества с университетами. В МГТУ им. Н.Э. Баумана - одна из сильнейших команд в России.
"Формулу Студент" называют одной из лучших площадок для внедрения академических программ. Почему?
Александр Романов: Проект родился десятки лет назад и получил развитие по всему миру. Обучение в нем сопряжено с практической деятельностью. Для ребят это уникальные задачи, ведь они каждый год должны разрабатывать и производить новую машину. В финале проводятся гонки. Автомобильная отрасль так готовит специалистов для себя. Но поскольку отрасль связана с общим машиностроением, студенты получают навыки, которые удовлетворяют заказчиков и из других отраслей: авиастроение, производство железнодорожной или сельхозтехники и др. За год через проект "Формула Студент" проходят 150-200 студентов. Те, кто доходит до конца, вызывают большой интерес у наших индустриальных партнеров.
А трудно ли привлекать к подобным проектам отраслевых партнеров?
Александр Романов: Это довольно сложно, поскольку на предприятиях зачастую не хватает сил на подготовку молодых специалистов в рамках стажировок. Нужно придумать программу обучения, найти наставников, да и условия взаимодействия со студентами не у всех обозначены. Надо донести до предприятий, что стажировка студентов может быть эффективной, взаимовыгодной и коммерчески обоснованной. Мы регулярно проводим мероприятия, конференции, готовим доклады, встречи по обмену опытом. У нас есть хорошие кейсы. Только за последний квартал было организовано семь референс-визитов. Мы показывали партнерам команду "Формулы", как ребята работают. Были случаи, когда после одной-двух таких встреч предприятие принимало решение взаимодействовать и с "Формулой", и с вузом. Это удобная площадка, на которой развиваются те решения, которые через несколько лет внедряются в промышленности.
Соревнования созданных студентами машин проводятся ежегодно. С точки зрения мотивации для учащихся, это и определенный статус, и призы от партнеров. В 2022 году чемпионат России проходил в Москве, участвовало более 10 вузов, и наша компания выступила партнером соревнований. ИТ-директора и главные конструкторы ведущих предприятий входили в состав судейской коллегии. Ребята получили классный опыт и возможность пообщаться с высокопрофессиональными руководителями.
Нужна ли дополнительная поддержка инженерного образования со стороны государства?
Александр Романов: Государством уже созданы необходимые инструменты. Это и проекты развития передовых инженерных школ, и поддержка индустриальных центров компетенций. Необходимости в создании новых механизмов поддержки мы пока не видим. Скорее, надо дать возможность всему уже созданному полноценно заработать. Предпосылки для этого имеются. Дополнительный драйвер качественного роста и с точки зрения подготовки инженерных кадров, и с точки зрения их использования - это развитие отечественных цифровых технологий. Мы очень много взаимодействуем с отечественными вендорами (компании, реализующие продукцию под собственным брендом. - Прим. ред.). Могу точно сказать, что все вендоры - это крупнейшие разработчики систем прикладных решений. Они четко понимают ценность взаимодействия с вузами. У них уже есть реализованные образовательные программы.
Имеются ли планы по созданию НОЦ в регионах?
Александр Романов: Опыт, который мы получили с МГТУ им. Н.Э. Баумана, привлек внимание и других вузов. К нам также приходят с предложениями предприятия, которые заинтересованы в создании подобных центров в своих регионах. Аналогичные НОЦ уже появились в Уральском федеральном университете (Екатеринбург) и в Сибирском государственном университете путей сообщения (Новосибирск). Мы активно с ними сотрудничаем, помогаем выстраивать академическую программу и системное взаимодействие с предприятиями. К примеру, в Новосибирске первым активно включилось в образовательный процесс одно из производств железнодорожной техники.
Многие спросят: зачем вам все это нужно?
Александр Романов: Для нас это инвестиции в долгосрочное развитие бизнеса в сложном машиностроении, и реализуются они благодаря высокой степени поддержки владельца компании. Проект позволяет утолить внутренний "кадровый голод" и помочь в этом другим предприятиям. Мы понимаем, что участие в образовательном процессе помогает компании расти, обмениваясь опытом с партнерами и научным сообществом. Дополнительная ценность в том, что в ходе взаимодействия появляются новые идеи в области цифровых технологий проектирования.