Сны - это то, с чего начинается новый фильм об Андрее Тарковском, и, в общем-то, ими все и заканчивается, а в кульминации раздается телефонный звонок - он и в фильмах Андрея Арсеньевича всегда будит, в смысле пробуждает. И именно после этого звонка, когда уже всем становится ясно, зачем снималось еще одно кино о великом режиссере, голосом самого Тарковского звучат, быть может, самые главные слова в его судьбе, да и в нашей тоже: "Те, кто создает свой собственный мир в кино, как правило, являются поэтами. Кино будет существовать только благодаря сопротивлению этих поэтов".
Авторы фильма, режиссеры Николай Бурляев и Дмитрий Чернецов, стараются говорить о своем герое на его же языке. "Хотя такой ответственности мы сильно боялись", - признались они перед премьерой. Для съемок под водой привлекали лучшего специалиста в этом жанре Григория Яблочникова. Хотя и съемки на поверхности земли не уступают подводным по глубине. Космические пейзажи малой родины Тарковского - Завражья и Юрьевца с Волгой между ними - отражения в зеркалах и на водной глади, постановочные ретроспективы в стиле Георгия Рерберга, оператора "Зеркала"...
Красота в фильме не просто ради впечатления. Она работает на главную режиссерскую идею. "Я прекрасно понимаю, что об Андрее сняты десятки картин по всему миру, если не сотни, - рассказывает Бурляев, - но наш фильм первый говорит о духовной религиозной жизни Тарковского. Неслучайно озаглавлена картина строчкой из дневника Андрея Арсеньевича: "Боже! Чувствую приближение твое!"
Раздумья того самого Ивана из "Иванова детства" и Бориски из "Андрея Рублева" - длиной в шестьдесят лет - с трудом уложились в часовую ленту. Автор проходит с Тарковским его крестный путь, на котором были и личные драмы, и непонимание на родине, и эмиграция, и онкология... Нет, фильм этот - не проповедь и не попытка приравнять своего героя к святым. Но для авторов все картины Тарковского - это иконы. На один и тот же евангельский сюжет - жертвоприношение. Здесь авторы вступают в диалог с другим документальным фильмом о мастере - "Кино как молитва" - созданном Андреем Тарковским-младшим несколько лет назад.
Есть в фильме и вполне прозаические эпизоды: Бурляев бродит по суздальским местам съемок "Андрея Рублева", вспоминает, где и как отливали колокол, где, играя Бориску, он падал и катился в ров, ушибаясь и царапаясь, и режиссер хвалил, но снова и снова просил делать дубли. Потому что реальная жизнь с поэзией рифмуется через боль. "Но все сегодня уже заросло", - говорит он, и понятно, что это не только о непокошенном склоне.
Фильм "Боже! Чувствую приближение твое!" выходит на экраны кинотеатров Москвы. Помимо фильма Бурляев с издательством "Вече" выпустил книгу о великом режиссере. Название ее - длинная цитата из дневника мастера: "Тарковский. "Боже!.. Чувствую руку Твою на затылке моем". В книгу вошли воспоминания и размышления режиссера Кшиштофа Занусси, протоиерея Андрея Ткачева, профессора Симонетты Сальвестрони. Здесь же фрагменты интервью и дневниковых записей самого Тарковского.
"Конец цивилизации может наступить раньше, чем упадет ядерная бомба. Это произойдет, когда умрет последний человек, верящий в Создателя. Цивилизованное общество без духовности - не более чем собрание животных".