07.12.2022 12:21
    Рубрика:

    "Хорошая пьеса - только повод для хорошего спектакля". Евгений Марчелли назвал победителей конкурса драматургов "Московские истории"

    Театр Моссовета провел конкурс драматургов "Московские истории". В лонг-лист состязания прошли 14 пьес, причем надо отметить, что далеко не все авторы являются столичными жителями. Интересно и то, что в конкурсе наряду с маститыми драматургами (такими, например, как Николай Коляда или Алексей Слаповский) принимали участие и молодые авторы - скажем, Петр Вяткин.
    Художественный руководитель Театра им. Моссовета Евгений Марчелли.  / Олеся Курпяева/ РГ
    Художественный руководитель Театра им. Моссовета Евгений Марчелли. / Олеся Курпяева/ РГ

    Пятеро соискателей составили шорт-лист конкурса. Потом на основании их произведений приглашенные театром молодые режиссеры поставили эскизы спектаклей. И уже после этого квалифицированное жюри вынесло свой вердикт. В жюри конкурса "Московские истории" - театральные критики Ольга Варганова, Мила Денева, Евгения Кузнецова, драматурги Елена Исаева и Ольга Михайлова, народная артистка России Ольга Остроумова, председатель - худрук Театра Моссовета Евгений Марчелли.

    Как признают сами участники обсуждений, споры вокруг произведений о Москве были жаркие. Собственно, это главный признак того, что затея удалась.

    Авторы сумели найти очень острые, болевые точки нашей жизни, ярче всего проявляющиеся именно в столице - например, исследование феномена популярности модных тиктокеров (пьеса "Няшик" Станислава Эрклиевского) или жизнь людей, ежедневно совершающих долгий путь от дома на работу ("Полный круг" Александра Архипова)…

    Но, пожалуй, самой важной темой "Московских историй" стал мотив отношений столицы и провинции. Он очень неоднозначен. Здесь присутствует и интонация чеховских сестер, рвущихся за счастьем "в Москву, в Москву!". И ревность оставшихся. И сложности адаптации провинциала к столичным ритмам и нравам. Особенно ярко это проявилось в пьесах Вари Кулешенко "Окно в Москву" и "Прощай, любимая" Сергея Решетнева.

    Первая рассказывает об армянской девушке Наринэ, которая осуществила свою детскую мечту - она водит экскурсии по Красной площади. При этом ей регулярно приходится преодолевать трудности временной регистрации, отбиваться от напора родни, настаивающей на ее возвращении в Ереван и страдать от неразделенной любви. Любопытно, что молодая режиссер Евгения Веснина поставила этот эскиз почти как оперу, где кавказское многоголосие естественным образом вплетается в звуки современного мегаполиса.

    Для сибиряка Сергея Решетнева Москва - это время его юности, время учебы во ВГИКе и связанных с этим периодом достижений, амбиций, планов и надежд. Судя по контексту, оно пришлось на конец девяностых - не самое радужное время. Но автору, а вслед за ним и режиссеру Сергею Аронину, удалось очень точно показать все этапы взросления юной души, преодоления провинциальных комплексов и обид и - в конечном счете - понимания и приятия многообразной и изобильной столицы.

    Хорошая пьеса - повод для хорошего спектакля

    Выбрать какую-то одну пьесу жюри не удалось. Поэтому по результатам показа эскизов над двумя из них было решено продолжить работу, чтобы впоследствии включить их в репертуар Театра имени Моссовета. Это - "Прощай, любимая" (режиссер Сергей Аронин) и "Полный круг" (режиссер Павел Пархоменко).

    Подводя итоги конкурса, Евгений Марчелли отметил: "Театр всегда в поиске: драматургии, новых режиссеров, современных тем, диалогов, современного языка. Поэтому когда департамент культуры Москвы предложил нам осуществить такую инициативу, мы очень воодушевились. Ведь мы - Театр Моссовета. Где, как не у нас, зритель должен видеть это зеркало Москвы и москвичей. Получилось ли задуманное? На уровне пьес и эскизов - да. Дальнейшее покажет время. Ведь хорошая пьеса - только повод для хорошего спектакля".