Начиная разговор с градоначальником, ведущий предположил, что это был самый сложный год в современной истории страны и ее столицы и спросил, нет ли такого ощущения у мэра? Собянин ответил коротко: "История рассудит". И вспомнил, что начало года воспринималось довольно позитивно - пандемия подходила к концу, город научился бороться с коронавирусом, экономика стабилизировалась и были хорошие перспективы.
"Но в то же время было ощущение, что напряжение вокруг ситуации с Украиной растет и миром это не кончится. Так и случилось, - отметил Собянин. - Но нужно понимать, что мы воюем не с Украиной, за ней стоит весь блок НАТО со своими технологиями, вооружениями, специалистами".
В результате мы фактически оказались один на один с половиной мира, считает градоначальник. И эта половина была уверена, что наша страна за последние 20 лет не изменилась и осталась все тем же сырьевым придатком, который не выдержит наложенных санкций. "Но нас недооценили", - уверен мэр.
Правительство страны и города, бизнес, москвичи быстро адаптировались к меняющейся ситуации и никакого коллапса не случилось. Отчасти в этом помогла пандемия - она стала своеобразной тренировкой, позволившей отработать стрессовые и кризисные ситуации. С честью выдержали испытания и предприниматели, а также крупные компании. Они лишились не только конкурентов с уходом западных компаний, но и столкнулись с целым рядом проблем.
"Впрочем, российский бизнес много чего в своей жизни видел и его просто так не напугаешь. Поэтому в целом ситуация была точно не паническая, - подчеркнул Собянин. - Конечно, было много тревог, опасений, но по прошествии нескольких месяцев можно сказать, что, во-первых, эти опасения не сбылись, а, во-вторых, наш бизнес очень быстро адаптировался к ситуации. Настолько быстро, что вызвал удивление не только у нас, но и во всем мире".
В то же время очень многие страны понимают правоту России, пусть и не всегда готовы это заявить во всеуслышание. Наша страна способна переживать и не такие кризисы, уверен мэр. Неплохой иллюстрацией этого стала ситуация с заводом "Рено" - весной бренд ушел из страны, однако город выкупил у него производство, сохранил коллектив и всего через полгода начал выпуск возрожденного "Москвича". В перспективе на предприятии начнется выпуск и отечественных электромобилей, поскольку именно за ними будущее, считает Собянин.
Спросил ведущий и о частичной мобилизации - она тоже оказалась большим стрессом как для москвичей, так и для Москвы и всей страны в целом. "Ситуация действительно была непростая, мобилизация не проводилась со времен Великой Отечественной войны, что неизбежно вызвало сложности, - ответил Собянин. - Но это вынужденная мера. Теми ресурсами, что были сосредоточены к началу специальной военной операции, в конечном счете ситуацию оказалось не решить. Так что мобилизация была нужна". Слухи же о возможности второй волны мобилизации, по словам Собянина, распространяются намеренно и в провокационных целях, на самом деле, как и сказал президент, в ней нет необходимости.
При этом никакой привилегированности у Москвы и ее жителей на фоне всей страны нет - пропорция мобилизованных у столицы такая же, как у других регионов, заверил мэр.