Сейчас в конном клубе 20 спортивных лошадей. У стойла каждой прикреплен лист с информацией: именем животного, его наградами и рационом. Вот, например, золотисто-рыжему жеребцу по кличке Бриз Эль на завтрак, обед и ужин положено по ковшу мюсли и немного овса, а вороной Бэвелиз следует налегать на специальный спортивный корм.
Конным делом занимается вся семья Натальи: муж, трое сыновей и дочь. У них - своя ферма, которая досталась в наследство. Отец Натальи держал большое хозяйство на Большом Уссурийском острове: косил сено, выращивал овощи, занимался скотоводством. Были свиньи, коровы, быки. Но потом случилась беда - папа попал в аварию. Пришлось брать управление фермой в свои руки. Наталья в то время работала в салоне красоты и о сельском хозяйстве имела слабое представление.
- 80 гектаров земли нужно было обходить каждый день пешком, ведь по полям на машине не поездишь, - вспоминает женщина. - Мы поставляли сено в один из конных клубов. У владельцев возникла проблема с деньгами, они предложили обмен на жеребенка. Согласились. С этого и началось. У меня высшее экономическое образование, о лошадях тогда я ничего не знала. Пошла учиться, посетила очень много семинаров, курсов, тренингов, стала специалистом.
Кстати, конный клуб получил название в честь жеребенка от той самой, первой лошади. К сожалению, жизнь Зевса закончилась трагически. В 2019 году он наступил на пробитый электрический кабель на городском стадионе имени Ленина. Погиб сразу.
- У лошадей очень слабое сердце. Они могут умереть даже от слабого удара током, от батарейки, например. У них есть тысяча причин появления коликов в желудке: из-за стресса или неправильной пищи. Колики не всегда получается вылечить. Если сразу не спохватишься, животные часто от них и погибают: сердце останавливается из-за боли, - объясняет Наталья Ермолаева.
Конный клуб "Зевс" много лет на благотворительной основе работает с ребятами из детских домов и с трудными подростками. Детей приглашают пообщаться с лошадьми и попробовать себя в качестве наездника. В этом году при поддержке правительства Хабаровского края владельцы реализовали проект "Верхом за счастьем". В нем приняли участие 50 ребят от семи до 15 лет.
Детей обучали основам верховой езды и правилам ухода за животными. Кто-то пробовал чистить и седлать их, а кто-то - скакать рысью, делать остановку и повороты. Все остались в восторге.
Наталья также проводит занятия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
- Есть несколько детей с ДЦП, которые проходят иппотерапию. Благодаря поступательным движениям лошади у ребят меняется центр тяжести, в головной мозг подается другой сигнал. Ведь детки не могут ходить не потому, что у них отнялись ноги, а потому что нарушена связь между мозгом и мышцами. Когда ребенок едет на коне, эта связь начинает восстанавливаться, задействуются другие участки головного мозга. Иппотерапия - это работа без седла. Ребенка кладут на лошадь. Ее поступательные движения оказывают массажный эффект, мышцы разогреваются за счет температуры тела лошади - 38 градусов. Это важно, ведь у таких детей гипертонус. Но работа с лошадью - не панацея, а лишь один из реабилитационных методов. Важен комплекс упражнений. Тем не менее я сама видела, как дети, которые даже не могли сидеть, после иппотерапии начинали делать первые шаги, - улыбается Наталья.
Занимаются в клубе и подростки из неблагополучных семей. Юлия попала туда в 2012 году, ее привела подружка. Как все девочки, она помогала работать с лошадьми в прокате, взамен владельцы разрешали бесплатно тренироваться.
- Ходила не каждый день. Заниматься особой возможности не было, я росла в не очень благополучной семье. В 2015 году в один миг все перевернулось: не стало моей мамы. Руководители клуба взяли меня под опеку - Наталья Робертовна всегда хотела дочку. Я не обделена любовью, теперь знаю, что у меня есть родной человек, к которому могу обратиться в любой момент, и он мне поможет. Я очень этому рада. Такого до 14 лет у меня никогда не было, - говорит Юля.
Так в ее жизни появились семья и новое увлечение - конный спорт. Его в клубе начали развивать с 2015 года. Подопечные "Зевса" стали выезжать на городские соревнования, затем на краевые. Сейчас Юле Ермолаевой 22 года. Она - тренер и ведущий спортсмен сборной Хабаровского края по конному спорту. Девушка хочет взять новую для себя планку - поехать на состязания в Москву.
Содержание 20 лошадей - дело дорогое и хлопотное. "Сельское хозяйство вообще никогда не было незатратным", - справедливо замечает Наталья. Корм для одного коня обходится в семь-восемь тысяч рублей в месяц. Это не считая сбруи, амуниции и прочего. Сам породистый скакун стоит, как машина, - миллион рублей и больше. Привозит животных Наталья из Москвы, Санкт-Петербурга, Амурской области и даже из Бельгии.
- Любой бизнес оправдывает себя, когда им добросовестно занимаются. Конный спорт - сезонная работа. Занятия у нас на улице. Многие в холодное время года перестают ходить в клуб, возвращаются весной, - рассказывает владелица "Зевса".
Поэтому без субсидий обойтись сложно. На средства полученного в прошлом году краевого гранта - полмиллиона рублей - Ермолаевы сделали ремонт в конюшне и купили нужное оборудование.
В этом году АНО "Конный клуб "Зевс", работающий на базе фермерского хозяйства, с проектом "Вся жизнь в седле" выиграла президентский грант - 500 тысяч рублей. Ермолаевы добавили собственные средства и купили французский прицеп-коневоз за 1,3 миллиона.
- Раньше приходилось нанимать машину для перевозки лошадей, это хлопотное и дорогостоящее дело. Теперь можем выезжать на краевые соревнования сами, ни под кого не подстраиваясь. Пять ребят у нас в этом году уже завоевали призовые места, - радуется Наталья.
Она искренне хочет, чтобы конный спорт в регионе развивался.
- На западе он популярен. У нас пока не очень. Вид спорта дорогостоящий. Цена хорошего седла начинается от 150 тысяч рублей. Но для этого и существуют конные клубы, которые часть расходов берут на себя. В последние годы к нам приходит больше людей. Они стали понимать, что могут позволить себе занятия с лошадьми. Верховая езда очень полезна, это своего рода фитнес, здесь работают все группы мышц. Параллельно всадники получают удовольствие от общения с животными, - отмечает хабаровчанка.
По ее словам, лошади - существа особые. К каждой нужен подход.
- Надо уметь с ними ладить. Если конь, который в среднем весит полтонны, побежал внезапно, даже если вы физически сильны, не удержите на месте, - добавляет женщина. - А у нас девчонки 14-летние спокойно берут и выводят лошадей. Потому что животные им доверяют. Не зря конь и ездок считаются спортивной парой. Не существует всадника и лошади по отдельности. Надо уметь работать вдвоем, слиться, как единое целое, тогда все получится.