Новосибирцы встали на защиту 9-этажного граффити с портретом врача-кардиолога

Жители Новосибирска хотят спасти огромную картину с врачом-кардиологом, которая украсила стену девятиэтажки на улице Фрунзе. Автор мурала, появившегося на стене в октябре 2022 года, - уличный художник из Мексики Энрике Сапата, известный под псевдонимом Трепо Паркер. Через два месяца городские власти "вспомнили", что девятиэтажное полотно с ними никто не согласовал. И заявили о намерении его закрасить.
Татьяна Кравченко

Врача, держащего в руках золотое сердце, гостивший в Сибири Трепо нарисовал по заказу одной из частных клиник Новосибирска (она расположена в этом здании). Но никаких рекламных надписей на картине нет - это именно картина, а не вывеска. По словам художника, это не портрет конкретного человека, а собирательный образ врачей и медработников, которые каждый день спасают жизни.

На работу у Трепо Паркера ушло не менее трех недель и, по примерной оценке художника-граффитиста Романа Есина, около 70 литров фасадной краски и 65 баллончиков аэрозольной. Граффити понравилось горожанам: большинство считает, что именно муралы могут спасти Новосибирск от унылой серости, которая, увы, стала его отличительной чертой. В соцсетях новосибирцы даже предложили продолжить почин мексиканца: "Надо еще много подобных картин написать про учителей, пожарных, рабочих и т. д. Нужно ценности профессий прививать, а не только блогерство и игры", - пишет горожанка Наталья.

Однако администрация Центрального округа спустя два месяца решила, что мурал нужно демонтировать. И формально основания для этого есть. Как пояснила "РГ" вице-мэр Новосибирска Анна Терешкова, художники, прежде чем приступить к созданию граффити в общественных местах, должны согласовать эскиз с худсоветом города, чего мексиканец не сделал.

По словам Терешковой, эта процедура необходима прежде всего авторам, чтобы "защитить" свое произведение. Иначе - возможно всякое. Чиновники не то чтобы враги врачей и яркой живописи - они, как рассказала вице-мэр, просто реагируют на сигналы. В администрацию, по словам Анны Терешковой, поступила жалоба от коммерческой организации, которая работает в этом же доме.

- Возможно, они хотели разместить рекламу на стене здания, и картина помешала им это сделать. Мы будем делать все возможное, чтобы легализовать изображение, - пообещала "РГ" Терешкова.

Мэрия решила как минимум прислушаться к мнению новосибирцев: до 12 декабря они могут прислать на специальный почтовый адрес свои соображения о будущем мурала. А 20-го состоятся общественные слушания, где судьба "золотого сердца" решится окончательно.

Одновременно новосибирцы разместили петицию за сохранение картины, и сейчас под ней уже 1100 подписей (вчера было 800). Трепо Паркер благодарен сибирякам за поддержку, а его новосибирский друг Даниил Прицкау уверен, что пока повода для беспокойства нет: "Если решат закрасить граффити, то тогда, конечно же, стоит протестовать".

Между тем Роман Есин напомнил, что в Новосибирске уже были случаи, когда муралы узаконивали постфактум: "В Академгородке на фестивале "Графит науки" молодые художники нарисовали несколько работ на бетонных стенах заборов и нежилых зданий. Кто-то пожаловался на них. В конце концов муралы прошли согласование".

Кстати

Само направление в искусстве - мурализм - зародилось в Мексике. И в одном из интервью Энрике Сапата признался, что мечтает оставить свои граффити на всех континентах. Новосибирск "закрыл гештальт", связанный с Азией (для исполнения мечты Паркеру осталось посетить Африку и Австралию). Если сибирский мурал исчезнет, Азия, очевидно, снова окажется в "списке" мексиканского художника.