Конъюнктуру нового рынка оценили в Северном (Арктическом) университете - здесь сейчас оказывают бизнесу как кадровую, так и научную поддержку в сфере использования БПЛА, а цифровизация процессов ЛПК даже стала отдельным направлением недавно открытого IT-парка.
С помощью снимков беспилотных летательных аппаратов на кафедре информационных систем и технологий университета студентов учат создавать цифровой контур деревьев по определенным алгоритмам - определять их породу, высоту, диаметр ствола, объем. Получая такого специалиста, предприятие-заказчик станет и владельцем точной выверенной лесной карты, а также подробнейшей информации о каждом дереве на своей лесосеке.
Неслучайно профессия оператора БПЛА стала в Арктике не только модной, но и одной из наиболее востребованных: недавно в университете подготовили группу операторов беспилотников для крупного лесопромышленного холдинга на севере Поморья, скоро пройдет подготовку еще одна - для лесного бизнеса в Устьянском районе Архангельской области.
- Уже третий год на предприятиях нашего холдинга широко используют квадрокоптеры. С помощью дронов лесозаготовители отслеживают темпы строительства технологических дорог, оценивают мастерство операторов лесозаготовительной техники, а также проверяют качество сдачи делянок после рубок, - рассказали спецкору "РГ" в одной из компаний.
Архангельский бизнес уже четко подсчитал выгоду от "полетов над соснами": с помощью беспилотников предприятия Поморья даже научились находить наиболее пригодные участки для будущих посадок еловых и сосновых сеянцев (восстановление леса входит в их обязанности).
Анализ использования беспилотных летательных аппаратов в ЛПК недавно провели и во время конференции научно-образовательного центра "Российская Арктика". Сотрудник Северного НИИ лесного хозяйства Александр Богданов уверен, что за счет грамотного подбора беспилотного воздушного судна (к его характеристикам относятся полезная нагрузка, скорость, устойчивость, возможность установки оборудования и энерговооруженность) можно значительно снизить бюджет многих мероприятий в тайге.
На лесотехнических работах, к примеру, сегодня действуют нормы выработки для инженерно-технических специалистов. Сколько они должны пройти в день, чтобы провести визуальный осмотр лесосеки? Пеший переход с грузом до 15 килограммов на одного работника может составить от десяти до тридцати километров, причем километраж очень сильно зависит от погодных условий, густоты деревьев, наличия на пути рек и болот.
Но если на эту же территорию отправить двух операторов БПЛА, то за один час они обследуют 80 гектаров леса, а за весь день - 200 километров тайги. Причем болота и речки для пилотов по понятным причинам не помеха. Одним словом, работу, которую пеший специалист выполнит за 20 дней, БПЛА сделает за один.
Александр Богданов назвал два сценария для использования беспилотников: оперативный мониторинг лесов, а также аэрофотосъемка с высокой степенью детализации. А в целом с квадрокоптера можно получить практически все данные о зеленых ресурсах - о сохранности граничных, квартальных, лесосечных столбов, объемах заготовленной древесины, о наличии не вывезенной.
Беспилотники помогают также определить сохранность лесных семенников, подроста и молодняка, координаты "зависших" деревьев и качество очистки лесосек:
- С помощью БПЛА при проведении полевых работ можно получить цифровую модель территории. Увидеть, к примеру, места, где концентрируется вода - микропонижения, а потом использовать полученные данные для мероприятий по искусственному лесовосстановлению, - говорит специалист.
По информации научно-исследовательского института лесного хозяйства, беспилотные летательные аппараты для сферы ЛПК выпускают сегодня около сорока предприятий России. Вместе с тем государственные организации, занимающиеся природными ресурсами, очень мало используют квадрокоптеры в своей работе. Есть ли сегодня возможность подключить беспилотники к выполнению государственных задач в архангельской Арктике? Этот вопрос "РГ" задала региональной власти:
- При государственном лесоустройстве проводится космическая съемка либо аэрофотосъемка больших территорий. А с помощью БПЛА можно обследовать только малые территории, - объясняет заместитель министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Иван Шаталин. - Но сегодня совместно с Ростехом и холдингом "Вертолеты России" мы рассматриваем возможность развития беспилотной авиации на территории региона для различных сфер, в том числе для нужд лесного хозяйства.
Как рассказал Иван Шаталин, в правительстве Поморья проанализировали цели, для которых могут быть использованы комплексные беспилотные технологии, а сейчас здесь готовят концепцию, которая позволит составить матрицу компетенций для массового использования дронов - и в агропромышленном комплексе, и в мониторинге водных объектов, и в наблюдении за паводковой обстановкой.