Поделиться

Обновленная транспортная сеть сделала Калининград удобнее для всех

Пассажирские перевозки между Калининградской областью и "большой" Россией, а также внутри самого региона выросли в среднем на 24 процента по сравнению с прошлым годом. Растущий интерес к эксклаву и повышенные нагрузки на инфраструктуру повлекли за собой ремонт крупных транспортных артерий и модернизацию маршрутной сети. Однако, несмотря на позитивные показатели, вопрос доступности по-прежнему остается актуальным для самого западного региона страны.

В начале ноября пригородные поезда Калининградской области перевезли шестимиллионного пассажира. Сегодня внутренняя сеть из 11 железнодорожных маршрутов охватывает всю Калининградскую область: порядка 80 поездов перевозят более 12 тысяч человек в сутки. Впрочем, несмотря на столь внушительные цифры, на некоторых направлениях возникали серьезные затруднения. Самый показательный пример - побережье Балтийского моря. В летний погожий день еще год назад попасть в калининградскую "Ласточку" было попросту невозможно. Давка в вагонах была настолько сильной, что одного из контролеров даже сняли с поезда с инфарктом. Власти региона получали многочисленные жалобы на работу транспортников как от самих калининградцев, так и от гостей региона.

Вопрос о модернизации электричек встал ребром.

- Приняли с перевозчиком совместное решение взять в аренду еще три электрички "Ласточка". Просчитали, насколько сможем увеличить количество рейсов, чтобы максимально разгрузить прибрежное направление и сохранить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры, - рассказала министр развития инфраструктуры Калининградской области Евгения Кукушкина. - Для перевозчика предусмотрели дополнительную субсидию из областного бюджета. В итоге доехать до побережья Балтийского моря в этом году стало значительно проще, нам удалось разгрузить очереди.

В целом парк электричек в регионе обновили в 2022 году на 40 процентов. Билеты на них также сделали более доступными за счет областной субсидии в 500 миллионов рублей для перевозчиков. Все это привело к логическому росту пассажиропотока на 29 процентов, немалую часть которых составили гости Калининградской области.

Существенные изменения произошли не только в железнодорожной, но и во внутренней автомобильной маршрутной сети. Калининграду частично удалось избавиться от эффекта "бутылки", когда потоки машин с многополосных автобанов упирались в узкое дорожное "горлышко" на въезде в областной центр. Самый показательный пример - Северный обход: открытие участка с Невского проспекта до Советского проспекта разгрузило движение и позволило водителям вздохнуть с облегчением. Ведь на протяжении трех лет, пока шло строительство, жители испытывали довольно ощутимые неудобства - на этом участке постоянно возникали заторы. В правительстве региона подчеркнули, что реконструкцию трассы продолжат - на очереди участок от Советского проспекта до проспекта Победы.

Вместе с ремонтом основных транспортных узлов полностью поменяют и курсирующие по региону маршруты общественного транспорта. Обновленная схема движения общественного транспорта заработает в городе уже в следующем году. Пока семь областных маршрутов перевели на брутто-контракты и регулируемые тарифы. При такой модели перевозчик перечисляет всю собранную с пассажиров выручку в бюджет области, а правительство Калининградский области оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. Оплата идет за километраж, поэтому система обязывает водителей более качественно выполнять свою работу, а не гнаться за количеством перевозимых пассажиров. Кроме того, брутто-контракты позволили властям прописать в договоре конкретные требования для перевозчиков: например, автобус не старше 2015 года выпуска с кондиционером, наличие формы у водителей и так далее. В первую очередь на новую систему перевели часть внутренних межмуниципальных маршрутов, на которые жаловались жители городов и поселков. Качество перевозок, по мнению калининградцев, улучшилось.

А вот туристы автобусами теперь пользуются не столь охотно. По данным калининградского автовокзала, турпоток снизился примерно на 15 процентов. Связано это с санкциями и возникшими на их фоне сложностями при прохождении литовской границы. При этом международные рейсы продолжают работать. Что интересно, полные автобусы, напротив, приходят в регион из Польши или Германии: приезжают как россияне, так и иностранцы.

Трудности могут возникнуть у любителей попутешествовать на машине, поскольку сегодня доставить в эксклав или вывезти из него собственное авто непросто и весьма накладно. Альтернативу предоставляют паромы, курсирующие между Калининградской и Ленинградской областями. Проблема заключается в стоимости таких перевозок. За автомобиль придется заплатить порядка 33 тысяч рублей, еще 11 тысяч рублей - за каждого пассажира. Не стоит забывать о том, что кают на таких судах в разы меньше, чем мест под автомобили. Поэтому есть риск погрузить машину, а самому при этом остаться на берегу. Решать проблему региональные власти планируют постепенно. Областное правительство уже вышло с инициативой зафиксировать тарифную ставку для паромных перевозок легковых автомобилей и сделать ее ниже для жителей Калининградской области.

Кстати

Сегодня добраться в самый западный регион страны, равно как и выехать из него, удобнее всего самолетом или поездом. Калининградский аэропорт Храброво каждый день принимает и отправляет около 65 рейсов, которыми пользуются от шести до девяти тысяч пассажиров.

При этом сам объем авиаперевозок по сравнению с прошлым годом снизился на три процента.

Связывают это как с общей экономической ситуацией в стране - летать в принципе стало дорого, так и с закрытыми сухопутными границами со странами Евросоюза. Ведь раньше многие приезжали на отдых в западный эксклав, поскольку из него можно было легко выехать за границу при наличии шенгенской визы. Сейчас такой возможности лишены не только туристы, но даже сами калининградцы.