Первая поездка была в 2014 году. 2 мая Евгений увидел по телевизору, как заживо горят люди в Доме профсоюзов в Одессе, и уже 9 мая вместе с друзьями отправился в Донбасс: с собой взяли инсулин и медикаменты.
- Российские пограничники пропустили нас с напутствием: "Через пять минут ждем обратно, вас не пропустят". Границу контролировали вооруженные силы Украины. Как мы пробрались - отдельная история, помогла местная жительница.
Далее, по его словам, особых проблем не возникало: граница была под контролем властей ДНР и ЛНР. В ту сторону везли продукты, вещи, печки, обратно, взяв в аренду автобусы, - беженцев. Всего около четырехсот человек. Тогда же купили списанный инкассаторский броневик, защищавший от осколков и пуль, потом его подарили гуманитарному батальону "Донбасс".
- Было ли страшно? Нет, мандраж обычно дома, до поездки, - говорит Евгений. - А там нет времени на эмоции. Да, видел в Донбассе разрушенные дома, детей, которые потеряли родителей и прятались в подвалах от бомбежек. Жутко, не люблю об этом рассказывать. Настраивал себя на конструктивную помощь.
В ноябре Евгений вернулся из очередной командировки в Донбасс, после которой знакомые окрестили его водовозом. Он не против. А с водой история такая. Как известно, организм человека состоит преимущественно из воды. Без воды он может прожить три дня. Непонятно, что было в голове у киевских "чоловiков", девять месяцев назад остановивших насосные станции на 132-километровом канале Северский Донец - Донбасс, оставив без воды Донецк и прилегающие территории: больницы, детские сады, предприятия, жилые дома. Питьевая вода и вовсе на вес золота.
Поэтому с февраля Евгений побывал в Донбассе четыре раза. Сам сел за руль одного из КамАЗов, предоставленных Всероссийским студенческим корпусом спасателей. Только за два "водовозных" путешествия в Горловку, Приволье, Новодружевск, Северодонецк, Лисичанск привезли 389 тысяч литров.
"Запомнилось, как люди плясали и весело дурачились, когда под вечер после раздачи всем-всем-всем в цистерне еще оставалась вода. И - ура! - можно не экономить каждую каплю, а обливаться, плескаться, умываться, умываться, умываться! Что и делали с великой радостью дети и взрослые. И пили, конечно, вдоволь. Вода питьевая, свежая, вкусная-вкусная!" - гласит отчет на страничке Евгения в соцсетях.
Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага, гласит китайская мудрость. О своем Евгений вспоминает так:
- Жаркое лето 2010 года, вокруг Екатеринбурга горели торфяники, воздух пропитался гарью. Пожарные работали на износ, но их сил не хватало, чтобы справиться со стихией. Мы с товарищем услышали, что требуются добровольцы. Прошли курс в добровольном пожарном обществе, получили ранцевые огнетушители. Приехали к Березовскому, а там пламя уже подходит к жилым домам. В первый день использовали огнетушители. Потом взял свой ЗИЛ, купил три куба емкости, мотопомпу. Опасно, но интересно, адреналин.
Огонь отступил. Во сколько обошелся Евгению его порыв, говорить отказывается - кому какое дело. Оборудование осталось у него, на всякий случай. Пригодилось! Два года спустя, в 2012-м, они с другом возвращались из Крымска, куда отвозили гуманитарную помощь после наводнения - продукты, воду, одежду. Адреса нуждающихся, как обычно, узнавали в местной администрации. Главное правило - отдавать лично в руки.
- Двигались вдоль реки, видим: на другом берегу загорелось чье-то фермерское хозяйство, рядом деревня. Бросились на помощь. Взяли у местного жителя лодку, лопаты, ломы. Переплыли. Стали копать полосу, чтобы отрезать огонь от домов. Уехали, когда опасность миновала.
Теперь немного экзотики. В 2013-м ураган "Иоланда" разрушил целый островной город на Филиппинах. Все дороги к нему завалило. Евгений с товарищами решил: надо ехать. Понятное дело, не пакетный тур. Самолет, моторка, минивэн. На свои деньги закупали в порту продукты, еду, воду, вместе с американцами сбрасывали с вертолетов - единственное исключение из правила "из рук в руки". Потом сами развозили помощь в разрушенные поселения и эвакуировали беженцев.
Спустя три года Евгений полетел на Гаити, пострадавший от страшного урагана "Мэтью". Опять развозил продукты и предметы первой необходимости, стройматериалы, своими руками помогал отстраивать дома.
- Никакой экзотики и романтики, - говорит он. - Тяжелый труд, если есть время и возможность умыться - уже удача. В Сирии, чтобы выдержать нагрузку и 50-градусную жару, пришлось даже использовать спортивные полудопинговые смеси, повышающие выносливость организма.
Кстати, в Сирии Евгений был дважды: в 2015 году в Хомсе, через два года в Алеппо. И опять то же самое: купить продукты, расфасовать, отвезти. Да, еще игрушки детям. У Евгения своих четверо.
За годы командировок Ганеев столько повидал, что может делать обобщения. Например, в Сирии русских волонтеров он не встречал, только из арабских стран, но русских там очень любят - и местные жители, и сирийские военные. Все стремились помочь, накормить, отказывались от денег за услуги. Удивили филиппинцы: несмотря на трагедию, голод, смерть близких, вели себя достойно, разбирали руины, поддерживали друг друга. А вот на Гаити пришлось спасаться от мародеров и отбиваться от неуправляемой толпы, где сильные отталкивали слабых, отбирали продукты.
- Может, потому что у них жизнь тяжелая. Гаити - одна из самых бедных стран в мире, - рассуждает доброволец.
Возможно, есть и другие причины. А я почитала комментарии наших соотечественников в соцсетях и изумилась, наверное, больше, чем мой герой на Гаити.
"Так он скупает антиквариат и предметы искусства в очагах бедствий, обычная практика. За этим альтруизмом есть маленькая пахучая тайна", - шепчет один "знаток".
"На благотворительность тянет людей, совершивших преступления в молодости, пытаются психологически искупить какой-то грех", - делится жизненным опытом второй.
"Чтобы помогать людям, совсем не нужно лететь на другой конец мира, можно на сэкономленные на перелетах деньги помочь десяткам людей в том же Екатеринбурге и окрестностях", - поучает третий.
Слава Богу, Евгений сии перлы не читает, в голову не берет и оправдываться не собирается. Ну вот считает он, что чужой беды не бывает, и все - имеет право.
Поездки - это все-таки эпизоды. География для Евгения не принципиальна. Отправляется туда, где беда. В пандемию вместе с волонтерами центра добровольчества "Силы Урала" фасовал продуктовые наборы для нуждающихся, развозил пожилым, многодетным, инвалидам, тем, кто потерял работу. Организовал "персональный шахматный турнир" для инвалида Николая Грудинкина из Первоуральска. У Николая ДЦП, в шахматы он играет языком и всегда мечтал сразиться с чемпионом мира Сергеем Карякиным. Евгений созвонился с менеджером гроссмейстера, предложил гонорар за выезд. От денег чемпион отказался, нашел время, приехал на Урал. Дважды Николай проиграл чемпиону, один раз сыграли вничью.
Счастье, что у Евгения есть верный друг и партнер Андрей Половников, с которым и в разведку, то есть в командировку, и бизнес на него можно оставить, не сомневаясь. Семья - жена Любовь и дети - поддерживают его волонтерство. Старшая дочка долгое время работала в приюте для бездомных собак, научилась ставить уколы, ассистировала при несложных операциях. Сейчас у Ганеевых живут четыре собаки, все из того приюта.
Великих секретов воспитания подрастающего поколения у Евгения нет. Разве что слово держать, и конкретный пример он считает важнее красивых "разговоров о главном". Разговоры - не его стихия.
P. S.
О планах Ганеев говорить не любит - примета плохая. Но под его ноябрьским постом с фотографиями сказано: "Кто желает поехать и активно помочь на водовозе - пишите, очень нужны водители с категорией С".