Можно лишь выразить сожаление, что название фильма в итоге сократили до банального и способного запутать зрителя. Фильмов и сериалов, в названии которых встречается слово "Доктор", великое множество - "Хороший доктор", "Плохой доктор", "Доктор Кто", "Доктор Хаус", "Доктор Стрэндж", "Доктор Лиза" и так далее.
Сам фильм получился авторским - в том смысле, что не каждый читатель именно так представит себе экранизацию популярной книги. Однако же, именно эта экранизация способна подействовать на зрителя необходимым образом, а именно - вызвать добрые чувства. В целом же фильм режиссера Артема Темникова склоняется от понятия авторского кино в сторону телевизионного. Но ничего плохого в этом нет, больше людей посмотрит.
Рассказывает лента о докторе Иване Христофорове, который работает в клинике для душевнобольных детей. Нужно сказать, что название относительно недавно вышедшего российского фильма "Вечная жизнь Александра Христофорова" немного "путается под ногами" и мешает. Но, к счастью, героя Пускепалиса зовут Иван. И его взаимодействие с детьми-пациентами - лучшее, что есть в картине фильме. Что называется Пускепалису повезло с ролью, а ей - с ним. Ему веришь, словно сам снова ребенок, к его герою хочется прижаться, открыться ему. И кажется, нет такой душевной боли, которую бы он не излечил. Причем без модных терминов и понятий, а так, по-человечески. Больше всего в картине способен взволновать монолог о том, что в наше время одиночек, предпочитающих реальной жизни виртуальную, растут дети, не умеющие жить и общаться с другими, и многих из них настигает тотальное отсутствие любви. Взрослые любить не могут или не хотят. А дети - как цветы, любовь - как вода. Не польешь, не прорастут. Это уже добавляем от себя к монологу Пускепалиса мысли, но, можно быть уверенным, что он имел в виду то же самое, не говоря уже об авторе книги.
Дети в картине показаны со сложными диагнозами, но молодые актеры справляются со своими ролями замечательно.Один парень мнит себя Существом, и все должны подчиняться его видению, другой - мучает животных и людей так, что это приобретает черты патологии - его прозвали Живодером. Девочка из обеспеченной семьи высокопоставленного чиновника не улыбается и не хочет жить, несмотря на то, что у нее все есть. Мама (яркая эпизодическая роль Анны Чуриной) возмущается - дочь как сыр в масле катается, что ей еще нужно? За всеми диагнозами скрываются семейные трагедии и самая обычная недолюбленность. Но кто сказал, что в больнице поймут и вылечат, если жизнь ведет себя так жестоко. К счастью, есть чудо-доктор, но его методы лечения зачастую идут против системы.
Маму героя Пускепалиса, которую "накрыл" Альцгеймер, играет замечательная Елена Сусанина. Она у большинства любителей авторского кино, конечно, ассоциируется с режиссером Юсупом Разыковым, но, поверьте, актриса элегантного возраста прекрасна в любом фильме. Самый раздражающий элемент в картине - Ольга Цирсен, играющая главврача и "по совместительству" любимую женщину доктора Х. Есть фильмы, где актриса на своем месте - например, "Лебединое озеро" Антона Бильжо, но тут, будучи и продюсером, Цирсен не избежала соблазна сыграть главную женскую роль - Маргариту. А зря. Химии между ней и Пускепалисом нет. Да и вообще как только она появляется на экране, фильм, что называется, вступает на территорию неискренности. Лучше бы пригласили другую актрису. Еще один мискаст картины - Татьяна Гришкова. Актриса хорошая, но слишком глубокая и душевная для той роли, которую играет - тоже врач, коллега Христофорова, но с медицинским подходом, как у врачей клиники для душевнобольных в классическом фильме "Пролетая над гнездом кукушки". Тут и нужен был кто-то типа Луизы Флэтчер, вот тогда бы получилось авторское кино.
Конечно же, нельзя при просмотре картины не вспомнить фильм "Волк" 2021 года с Джорджем Маккеем в главной роли. Изумительное авторское кино про клинику для душевнобольных детей, каждый из которых мнит себя каким-то животным. Но до таких высот режиссер Темников не поднялся. Однако же сделал довольно неплохую картину для массового российского зрителя, которая смотрится так, словно с Пускепалисом ничего и не случилось, словно он по-прежнему среди нас, и сам - добрый и надежный, как и его доктор. В зале многие плакали, особенно в финале.
Кроме того, на премьере было много детей, и для них этот фильм также был важен, как и для взрослых. Поэтому оставим свое критическое мнение при себе. И лишь пожелаем хорошего пути картине, которая войдет достойным проектом в фильмографию Сергея Пускепалиса - прекрасного актера, которого, к сожалению, больше с нами нет. И память о нем в виде такого фильма - тоже важнейшая мотивация, ради которой стоило снимать в любом случае.