Вырастут ли цены на авиабилеты в 2023 году

Стоимость авиабилетов может повыситься в 2023 году в случае сокращения субсидирования авиаотрасли, считают эксперты.
Михаил Воскресенский/РИА Новости

Однако они допускают, что в течение следующего года могут выделяться дополнительные средства для поддержания доступности авиаперелетов.

Накануне Правительство России направило на поддержку российских авиакомпаний в 2023 году 25,3 млрд рублей субсидий из федерального бюджета. Постановление об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин.

Субсидии будут выделяться авиакомпаниям в зависимости от пассажирооборота. Совокупная поддержка отрасли в этом году составила 100 млрд рублей.

Также было принято решение разрешить регистрировать в российском Едином государственном реестре прав права на воздушные суда, взяты в лизинг отечественными компаниями у зарубежных дочерних предприятий российских юрлиц. Это позволит российским компаниям эксплуатировать такие самолеты.

Сейчас сложно прогнозировать развитие ситуации в авиаотрасли, но, по крайней мере, добиться такого же результата по объемам перевозок, как в этом году без такой же господдержки не получится, отмечает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

"Если уровень поддержки снизится, - а он был беспрецедентно большим в 2022 году, цены на билеты могут вырасти. Но насколько в реальности произойдет подорожание, сказать сложно", - говорит он. Цены растут нелинейно, в зависимости от разных маршрутов. Все зависит от конкуренции, спроса на авиаперевозки.

Спрос будет в любом случае, но он, в свою очередь, сильно зависит от цены, указывает Борисов. С одной стороны, люди уже привыкли летать. Есть деловые поездки, они будут совершаться, пока есть экономическая деятельность. С другой стороны, достаточно большой объем пассажирских авиаперевозок в России приходится на туристические поездки. А на этот поток пассажиров очень существенное влияние оказывают цены. Если цены вырастут, произойдет снижение спроса.

Впрочем, высока вероятность, что господдержка авиакомпаний в течение следующего года будет увеличена и в итоге составит более 25 млрд рублей, считает Даниил Квон. В этом году субсидии увеличивали летом, напоминает он.

При этом стоимость авиабилетов и так уже достаточно высокая. Если ее еще повысить, полеты будут неконкурентоспособны, считает он.

Кроме того, возникает вопрос развития авиаотрасли. Если не будет субсидирования, авиакомпаниям может потребоваться сокращать персонал. Но если люди уйдут из отрасли, набирать потом снова их будет очень сложно, отмечает Квон. В 2023 году авиаотрасль в целом ждет стагнация, считает эксперт.

По словам Борисова, отрасль старается адаптироваться к новым условиям. Авиакомпании перестраивают маршруты. Но, пожалуй, самым важным и непредсказуемым фактором становится поддержание летной годности. Причем, ситуация неравномерно распределяется по отрасли, в каких-то авиакомпаниям она лучше, в каких-то хуже. Компаниям также придется сокращать издержки по возможности, добавляет эксперт.