Ирина впервые оказалась в общежитии на Титова, 12 еще во время учебы в строительном ПТУ - в 1979 году. Позже, в начале 80-х, трест N43, которому принадлежало общежитие, решил изменить его статус - с рабочего на семейный. В результате большую часть юных малярш переселили, а Ирину и еще нескольких девчонок, у которых к тому моменту родились дети, оставили и выдали им ордера. Затем эти самые ордера у них организованно собрали, якобы на хранение (кто-то, конечно, схитрил и не отдал, но Ирина честно сдала документ коменданту).
А потом поменялась страна. Трест если не лопнул, то прекратил существование. Исчез и ордер - у паспортистки его не оказалось, от документа остался только номер и дата выдачи (к слову, в такой же ситуации оказались и простодушные соседи Ирины, сдавшие ордера). Ничего не дали и попытки отыскать документы, подтверждающие право Ирины на вселение в комнату, в городском архиве. И ее, и ее взрослую уже дочь могли в любой момент лишить единственного жилья - подтвердить право на проживание в комнате им было нечем.
Как сообщили "РГ" в мэрии Новосибирска, общежитие на Титова, 12 было передано на баланс муниципалитета в 1999-м, превратившись в обыкновенный многоквартирный дом. Кстати, Наумченко очень повезло, что ее комната, где она жила на птичьих правах, стала муниципальной. В Новосибирске бывало и по-другому: например, из общежития на улице Перевозчикова жильцов несколько лет назад просто-напросто выселили на улицу - здание, как выяснилось, не было передано муниципалитету, а оказалось в частной собственности. Пример, кстати, не единичный, тем более в масштабах страны.
С муниципалитетом же как собственником жилых помещений жилец может заключить договор социального найма. Добровольно согласиться на это муниципалитет не смог - отказал Ирине, так как она не могла подтвердить законность своего вселения в комнату. А вот через суд "уговорить" мэрию на социальный наем все-таки получилось.
- Основным доказательством стало то, что Ирина Наумченко оплачивает наем жилого помещения и коммунальные услуги, - подчеркивает адвокат Ольга Диулина.
То есть при получении платы за комнату у мэрии не возникает вопросов - на каком основании этот человек перечисляет деньги. А вот для заключения договора оснований не хватает. В ответ на запрос "РГ" в мэрии Новосибирска подтвердили: действительно, единственный способ заключить договор социального найма в бывшем общежитии, особенно для тех, кто утратил документы на вселение, - это получить решение суда в свою пользу.
При этом большинство таких жильцов предпочитает не делать ничего. Прежде всего потому, что судиться с мэрией - это дорого и очень нервно. Самостоятельно убедить суд в своей правоте сложно, нужен профессиональный представитель, работа которого стоит денег (и без помощи родственников Ирина не смогла бы оплатить эти услуги).
Судебный процесс, от подачи заявления до получения решения на руки, занял больше полугода. И решение, как выяснилось, не означает, что муниципалитет сразу поставит подпись под договором. Из администрации Ирину отправили в БТИ за техпаспортом (хотя, казалось бы, техпаспорт должен быть у собственника, то есть у муниципалитета) и другими справками. "Три справки, каждая по 2 500", - грустит пенсионерка и старается накопить нужную сумму - пока не получилось. Возможно, ее пример и убеждает соседей в том, что лучше не наводить порядок в документах - в таких тратах они не видят смысла и предпочитают оставаться фактически на нелегальном положении.
Наталья Ивчатова, заместитель руководителя управления Росреестра по Новосибирской области:
- Если у жильца нет на руках правоустанавливающих документов, но он живет в помещении государственного или муниципального фонда и оплачивает коммунальные услуги, можно попробовать решить вопрос о заключении договора социального найма в судебном порядке - иного варианта действительно нет.
Но зачастую мы видим, что граждане об этом не заботятся - они начинают переживать, когда их выселяют. До этого вопросы - почему я здесь живу, на основании чего, чем подтверждается мое право - их не волнуют. Между тем это очень важно, это в их интересах: город строится и развивается, есть высокий риск сноса каких-то объектов, и нужно заранее подтвердить свое право на жилье. Возьмем другую ситуацию: например, сейчас действует так называемая "Дачная амнистия 2.0", которая позволяет тому, у кого никогда не было никаких правоустанавливающих документов, только на основании прописки оформить землю и зарегистрировать свой дом. Буквально до нынешнего года нельзя было признать право на эту землю даже в суде. Сейчас есть такая возможность, но граждане ей не пользуются - в Новосибирске есть частный сектор, который строился хозспособом, где у людей нет никаких документов, кроме старой технической документации либо домовой книги с прописанными лицами. Но ажиотажа по поводу амнистии у них нет, граждане как жили в самовольных постройках, так и живут, а коснется сноса - у них не будет права на компенсацию. Нужно сейчас, пока действует закон (до 1 марта 2031 года), воспользоваться этой амнистией.
Еще один момент. Сегодня мы бы рекомендовали гражданам заняться регистрацией прав на недвижимость, возникших у них до 1 января 1999 года. Взять договор о приватизации или иной документ, подтверждающий право на эту недвижимость (свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи), и обратиться в Росреестр. Почему это важно? Государственная регистрация права собственности прежде всего защитит недвижимость от посягательств недобросовестных лиц, гарантирует оборот этой недвижимости (продажа, дарение и так далее) только в установленном законом порядке, даст гарантии собственникам в случае изъятии имущества для государственных нужд.