08.12.2022 11:11
    Поделиться

    Уход зарубежных производителей "Колы" расширил возможности алтайского бизнеса

    Уход с рынка части мировых брендов и падение покупательской способности населения по-разному сказались на алтайских производителях напитков. Изготовители безалкогольной продукции воспользовались возможностями импортозамещения, а на рынке крепкого алкоголя возникла неожиданная проблема.

    - Год начинался тяжело для всех предприятий, - напоминает пиар-менеджер Барнаульского пивзавода Алена Вдовина. - Мы, например, не понимали, кто приедет для наладки нашего нового оборудования. Но к апрелю уже определились, как жить дальше, страх исчез, потому что отношения с главными партнерами остались прежними. Поставщик банок, который работал с импортным сырьем, перестроился на новые логистические цепочки, и проблема была снята. А стеклянную тару мы делаем свою. Этикетки стали печатать местные типографии. Натуральные концентраты, которые используются для приготовления лимонадов и безалкогольных коктейлей, получаем в обход санкций, хотя были варианты перехода на отечественное сырье.

    Отмечая происшедшие изменения в ассортименте, Алена Вдовина отметила, что новинки в линейке безалкогольной продукции, в частности, заменившие колу, обеспечили предприятию восемнадцать процентов продаж.

    - Это открыло серьезные перспективы. Все говорят, что тяжело работать с сетями, а нам с ними стало работать гораздо проще. И мы начали активно осваивать Новосибирскую область - и через сетевые магазины, и через обычную розницу. И теперь сами диктуем ретейлу условия сотрудничества. Ситуация позволила нам оптимизировать многие логистические цепочки и заключить контракты с партнерами в Китае, - добавила она.

    На Бочкаревском пивзаводе пережили во многом схожие трудности - с транспортной и финансовой логистикой, запчастями и обслуживанием оборудования, доступностью сырья. Что не помешало предприятию открыть линию розлива в стеклянную тару производительностью 24 тысячи бутылок в час.

    - Уход зарубежных производителей колы дал возможность занять эту нишу, - говорит директор департамента планирования и стратегических проектов ООО "Бочкаревский пивоваренный завод" Евгения Михайлова. - Мы не только расширили ассортимент, но и зашли с ним в новые для нас торговые сети, усилили свое присутствие в Сибири и начинаем работать на Урале. Начали поставки в Монголию, расширили сотрудничество с Азербайджаном, сохранили коммуникации с Китаем. К сожалению, есть сложности с маркировкой продукции. А в следующем году, по всей вероятности, вырастет акциз на сладкие газированные напитки, что приведет к росту их стоимости и повлияет на спрос.

    В целом продажи алтайских безалкогольных напитков растут, зато спрос на местное пиво в крае стагнирует - сказывается высокая конкуренция как крупных компаний из других регионов, так и небольших производителей "крафта". Есть и кадровые сложности, связанные с невысокой зарплатой. Повысить ее пытаются, в том числе за счет оптимизации штатной численности работников. Городские жители - в их числе и те, кто родился в деревне и учился там в школе, - не горят желанием переезжать даже в благоустроенные села, такие как Бочкари. Неудивительно, что, по данным Алтайкрайстата, численность сельского населения в крае на июнь 2022 года сократилась до 41,9 процента (в 2010-м она составляла 45,3 процента).

    Свои сложности испытывают производители крепкого алкоголя.

    - У нас запрещена реклама любого алкоголя, но при этом во многих местах краевого центра - на базарах, в торговых центрах, на улицах - открыто рекламируется оборудование по производству самогона, - обращает внимание директор компании "Тейси" Максим Байкалов. - Это и звуковая реклама, и плакаты пять на десять метров: приходи и покупай все необходимое в специализированных магазинах. А разве самогон не алкоголь? Мы, чтобы получить право на производство напитков, проходим массу инстанций и платим за это большие деньги. Самогонщики же освобождены от всего этого. Ведь большинство из них гонят самогонку как бы "для себя". Мы раньше брали их продукцию на анализы, но прекратили подобную практику, потому что потом приходится долго отмывать лабораторную посуду - очень большое содержание сивушных масел. Самогонку охотно пьют, потому что она дешевая. Особенно в деревнях. Сегодня государство стало обращать внимание на эту проблему, но до серьезного перелома к лучшему пока далеко.

    Другая проблема связана с ценовым давлением крупных межрегиональных производителей крепких напитков, которые жестко демпингуют на рынке.

    - Если давление будет продолжаться, местных производителей алкоголя в крае не останется, - уверен Максим Байкалов. - У нас с 2019 года наблюдалось падение объемов, но при этом не было снижения выручки и других экономических показателей, так как мы перешли в более высокие ценовые сегменты. Это же нонсенс - в крае выращивают качественное зерно, а местный спиртзавод толком не загружен. Хорошо еще, что краевое управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности слышит нас и помогает, как может.

    Что касается маркировки алкогольной продукции, то, по мнению Максима Байкалова, она не достигла ни одной из декларированных целей: "Для производителей это обернулось очередной тратой денег".

    Поделиться