08.12.2022 09:41
    Рубрика:

    Освоение Арктики гарантирует стабильное развитие страны

    В то время, когда санкционное кольцо вокруг России продолжает сжиматься, дискуссии по поводу эффективного использования уже имеющейся ресурсной базы углеводородов и ее наращивания актуальны как никогда. О том, что к запасам и возможностям Заполярья, которое нынче приобретает статус места геополитического напряжения, стоит отнестись еще внимательнее, говорили на IX Международном форуме "Ямал Арктика Нефтегаз", прошедшем в Тюмени.
    Арктический порт Сабетта на Ямале становится важнейшей перевалочной базой для отправки грузов по Севморпути. / Татьяна Андреева/РГ
    Арктический порт Сабетта на Ямале становится важнейшей перевалочной базой для отправки грузов по Севморпути. / Татьяна Андреева/РГ

    Каждый участник встречи оценивал Арктику и все, что с ней связано, со своей профессиональной позиции. Заместитель начальника управления анализа газовых рынков и ценообразования "Газпром экспорта" Сергей Комлев напомнил, какой скачок цен на газ был в пандемию: если сравнить минимальную стоимость во второй половине мая 2020 года с максимальной через три месяца, то разница составила более 30 раз - трудно найти другой товар, склонный к подобной волатильности.

    Никто и нигде не возит нефть и СПГ во льдах. Уникальной компетенцией располагает лишь Россия

    - Колоссальный рост цены объясняется действием различных ценовых мультипликаторов на рынке природного газа, в том числе связанных с доминирующим значением долгосрочных контрактов, без которых невозможны инвестиции в газовую отрасль. В ближайшие два года ценник будет оставаться высоким, а рынок - дефицитным. Никто вам точно не скажет, когда мы сможем вернуться к "стационарному" этапу в ценообразовании на природный газ, - подчеркнул он.

    Сергей Кондратьев, замруководителя экономического департамента института энергетики и финансов, рассуждал на другую тему: могут ли западные санкции вытеснить российскую нефть с мирового рынка?

    - Для этого нужно, чтобы другие страны нарастили добычу на 6-7 миллионов баррелей в день (300-350 миллионов тонн в год). Сейчас свободные добычные мощности в мире находятся на многолетних минимумах, составляя лишь 5 миллионов баррелей в день, причем большая их часть сосредоточена в странах ОПЕК+. Это в основном Саудовская Аравия и ОАЭ. Но для того, чтобы заместить, например, российские поставки нефти и нефтепродуктов в Европу, Аравии и Эмиратам нужно полностью загрузить свои свободные добычные мощности, де-факто отказавшись от роли регуляторов нефтяного рынка. Учитывая тот факт, что эти страны участвуют в соглашении ОПЕК+, такой вариант представляется крайне маловероятным, и, как результат, западные санкции против российской нефтяной отрасли приведут лишь к дестабилизации мирового рынка нефти.

    По мнению директора по работе с ключевыми партнерами института нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ) Алексея Фадеева, за последние 10 лет Россия накопила уникальный опыт не только в добыче арктических углеводородов, но и в их транспортировке. Сам ИНТИ привлек в свое сообщество 13 российских и семь иностранных энергетических компаний от Узбекистана до Кувейта - в связке они разрабатывают отраслевые стандарты для высокотехнологичного нефтегазового рынка (около сотни уже готовы, предстоит разработать еще минимум 400).

    - Никто и нигде не возит нефть и СПГ во льдах. Уникальной компетенцией располагает лишь Россия. К 2024 году ожидается перевозка по Северному морскому пути не менее 80 миллионов тонн грузов, к 2030-му - не менее 150, к 2035-му - более 200. Чтобы загрузить уникальную магистраль, нужны новые мощные проекты, - констатировал он.

    С коллегой согласен председатель правления экспертного центра "Проектный офис развития Арктики" Николай Доронин. Заполярье - стратегический резерв минерально-сырьевой базы страны, и за тем, как Россия осваивает эту территорию, Запад внимательно следит, считает он. Но в одиночку загрузить Севморпуть не получится - нужны профильные партнеры, заинтересованные в развитии артерии между Европой и Азией. Кроме того, нужно усиливать сотрудничество между властью, бизнесом и обществом.

    - Можно начинать от человека. Например, мы подготовили для Салехарда и Нового Уренгоя 20 арктических волонтеров - это общественные инструкторы по охране окружающей среды, - рассказал Доронин.

    Резюме дискуссии вышло таким: арктическая часть РФ - особая экономическая зона, где реализуют 450 инициатив с инвестициями более 1,3 триллиона рублей, и если не выпускать ситуацию из-под контроля, то через восемь лет число проектов увеличится в два раза. Тем более, по разведданным, в недрах Ямала хранится 44,5 триллиона кубометров газа и порядка 5 миллиардов тонн нефти, а в перспективе планируется открытие еще 35 триллионов кубометров газа и около 8 миллиардов тонн жидких углеводородов. Потенциал огромного арктического шельфа еще более впечатляющий - 100 миллиардов тонн нефтяного эквивалента, который обеспечит человечеству добычу минимум на два века. Не стоит забывать, что на сегодняшний день территория изучена лишь на 10 процентов - какой реальный объем сокровищ она хранит, никто доподлинно не знает.