В декабре все 100 учреждений, вошедших в программу "Приоритет 2030", выходят на защиту. На эту тему мы побеседовали с ректором Сибирского федерального университета (Красноярск) Максимом Румянцевым.
Максим Валерьевич, ключевая цель "Приоритет 2030" - концентрация ресурсов для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития. Удалось?
Максим Румянцев: Для нас 2022 год стал годом концентрации и фокусировки. Трансформационные процессы, инициированные "Приоритетом 2030", затронули университет в целом. Диапазон реализованных проектов - от цифрового помощника студента, который прогнозирует академическую успеваемость, до продовольственной безопасности страны. Так что да, считаю, нам это удалось.
В программах развития университеты изначально должны были определиться, на что они будут делать ставку - на научные исследования или обеспечение технологического лидерства для региона. В СФУ выбрали последнее. Почему такой выбор? И что показал прошедший год?
Максим Румянцев: Мы осознанно выбрали так называемый территориальный трек. В России десять федеральных университетов, и все они "расставлены" по ключевым субъектам страны. Это не случайно, федеральные университеты создавались как опорные для территорий. Их миссия - поддержка научными, техническими, технологическими решениями и, конечно, подготовка кадров для ведущих предприятий страны, прежде всего регионов России. И сегодня мы понимаем свою роль в развитии Сибири и Красноярского края и разделяем эту ответственность.
Доказательством того, что регион заинтересован в нашей работе, служит ожидаемое появление закона "О грантах федеральным государственным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования на территории Красноярского края". Фактически этим законом модернизация инженерной инфраструктуры вписана в приоритеты региона, и в этом направлении мы работаем синхронно. Подготовка инженерных кадров, дооснащение оборудованием направлений инженерной подготовки - это задачи стратегического проекта "М4: Material science, Mining, Metallurgy, Machinery" в программе "Приоритет 2030".
Более того, мы приступили к формированию образовательного центра по 4 направлениям деятельности, это горная металлургия, нефть и газ, радиоинженерное оборудование, навигация и системы связи, большие данные. Здесь предусмотрены образовательный блок и привлечение в регион молодых квалифицированных специалистов.
Расскажите, пожалуйста, о важном проекте СФУ - Центре низкоуглеродного развития и климатической политики. Он как-то связан с тем, что в крае остро стоит экологическая повестка?
Максим Румянцев: Появление такого стратегического проекта тесно связно с тем, что на базе СФУ создан климатический Научно-образовательный центр мирового уровня, который служит полигоном для научных исследований в этой области. Это еще одна точка пересечения интересов университета и Ангаро-Енисейского макрорегиона.
В конце ноября Ученым советом СФУ была принята политика в области устойчивого развития. Документ распространяется на четыре ключевые области: образование, науку, хозяйственную деятельность, взаимодействие с внешними партнерами. Это прецедент для высшей школы, признание нашей ответственности в части бережного отношения к окружающей среде перед регионом, страной, будущими поколениями.
На конкретных примерах это выглядит так: к 2024 году снизить на 10 процентов затраты потребления электроэнергии на одного человека на кампусе; ежегодно высаживать тысячу саженцев на кампусе и в черте города; на всей территории университета ввести раздельный сбор мусора, сейчас это только одна площадка.
Понимать, что в результате реализации стратегических проектов получат страна, университет, общество - это не формальность для нас. Планируя точки нашей исследовательской активности до 2030 года, мы абсолютно серьезно думали, в чем нуждается регион и какой вклад в это может внести университетское сообщество.
Сделать воздух в городе чище - это научная задача, и она реальна, прививать экологическое мышление молодежи в наших силах, показать всем, что организация может жить по "зеленым" стандартам - это вызов, и мы его приняли.
За последнее время несколько раз довелось слышать про Красноярск в контексте новой гастрономической культуры. Это как-то связано с тем, что еще один ваш стратегический проект носит название Гастрономический R&D-парк?
Максим Румянцев: Гастрономический R&D-парк - мультизадачный проект, и в этом его основной плюс. В первую очередь он решает задачи продовольственной безопасности, а это требует наукоемких решений. Например, на его базе была открыта так называемая сити-ферма на основе цифровых технологий и с уникальными рецептурами питательных растворов, что гарантирует получение качественной экологичной продукции в течение всего года. Сотрудники Института инженерной физики и радиоэлектроники совместно с гастрономами ведут работу по созданию люминофоров для аграрной промышленности, позволяющих выращивать зелень и овощи с улучшенными вкусовыми характеристиками.
Гастропарк также решает задачу формирования предпринимательской культуры. На его базе запущена Академия стартапов, открыт специализированный центр, где студенты, которые хотят запустить свое дело, могут получить консультацию. Университет стал победителем больше половины конкурсов федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства".
Наконец, Гастрономический R&D-парк занимается продвижением Красноярска как гастрономической столицы нашей страны. Сначала мы сомневались, по плечу ли нам эти амбиции, но проведение в октябре первого Российского гастрономического форума, ставшего событием для профессионалов в индустрии гостеприимства, победы студентов в гастрономических конкурсах, даже таких как RUSSIAN CREATIVE AWARDS, позволяют надеяться, что они имеют под собой основание.