09.12.2022 07:56
    Поделиться

    Российские регионы развивают проекты с новыми видами топлива

    В условиях быстро меняющегося энергетического рынка Россия может занять ниши, о которых ранее даже не могла мечтать, говорят эксперты.
    iStock

    У нас почему-то принято считать, что Россия это, в первую очередь, поставщик традиционных углеводородных видов топлива на мировой рынок. А "прогрессивные" страны якобы внедряют альтернативные источники энергии, вроде солнечной или ветровой генерации, и это значит, что спрос на традиционную энергетику снижается. Однако практика показывает, что это абсолютно не так. Во-первых, вся мировая инфраструктура, включая промышленные предприятия, транспорт, ЖКХ пока не готова перейти на альтернативные источники энергии. Да их и не хватит на всех.

    Действительно, мировой энергетический рынок будет меняться, доля нефти и газа будет сокращаться. Но их будут замещать принципиально новые источники энергии, и здесь у России, пожалуй, еще больше шансов занять лидирующие позиции в мире, чем на достаточно конкурентном рынке нефти и газа.

    Например, зампредседателя правительства России Александр Новак большое внимание уделяет водородному топливу - и неспроста. Многие помнят, что еще в СССР создавались и летали прототипы самолетов на водородном топливе. Да, технологии нужно было "доводить до ума" - но уже тогда это были вполне жизнеспособные технологии. После распада СССР эти технологии были незаслуженно забыты. А сегодня их вспоминают уже на новом витке технологического развития, говорят опрошенные "РГ" эксперты. Новых разработок - сотни.

    "Конечно, мы ощутили влияние санкций, в том числе на проекты в области водородной энергетики. Тем не менее, считаем, что направление развития водородных технологий по-прежнему является одним из самых приоритетных, - сказал Александр Новак на заседании рабочей группы по развитию водородной энергетики. - Нужно скорректировать целевые показатели программы в пользу увеличения доли отечественных технологий и сокращения экспортных планов".

    В отрасль с деньгами и учеными зашли разные коммерческие структуры, "Росатом", Газпромбанк, АФК "Система" и прочие. Среди реальных проектов - поезд на водородных топливных элементах на Сахалине, водородные топливные элементы для магистрального и коммерческого транспорта в Татарстане, производство цистерн-контейнеров для перевозки водорода в Московской области, развитие водородной заправочной инфраструктуры в Красноярском крае. До конца этого года будет подготовлена Комплексная программа развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики в России до 2035 года, и уже по этому документу инвесторы смогут понять, какие приоритеты ставит государство в этой сфере и на какую поддержку им можно будет рассчитывать.

    Но развитие водородной энергетики не означает, что традиционные сферы будут забыты. Например, регионы активно внедряют газомоторное топливо. За 10 лет потребление метана автомобилями и спецтранспортом в стране выросло до одного миллиарда кубометров. Как говорят эксперты, такое топливо в три раза экономичней, чем бензин и дизель, выбросы загрязняющих и вредных веществ - в десять раз меньше. По оценке группы экспертов от правительства России, более активный переход общественного транспорта и коммунальной техники на газомоторное топливо позволит сократить смертность населения России на 2,8 тысячи человек и экономить каждый год свыше 152 миллиардов рублей.

    Ожидается принятие программы развития водородной энергетики в России до 2035 года

    Ростовская область несколько лет подряд занимает первые места рейтинга по развитию рынка газомоторного топлива. По расчетам правительства региона, к концу 2022 года на него будет дополнительно переведено порядка шести тысяч транспортных средств. Чтобы стимулировать автовладельцев, им дают 50-процентную компенсацию затрат при переоборудовании. Недополученные доходы возмещаются сервисным центрам в виде бюджетных субсидий. В 2021-2023 годах региону на эти цели из федерального бюджета выделяется 136,9 миллиона рублей, из областного - 21,5 миллиона рублей, по софинансированию.

    "Мы вошли в пилотный проект "Развитие рынка газомоторного топлива" одними из первых, еще в 2018 году, - отмечал ранее министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев. - Сейчас на Дону работает 21 сертифицированный пункт, где можно провести переоборудование транспорта на метан по программе субсидирования.

    Западные страны стараются всеми силами ограничить продажи российского газа на мировом рынке - но внутри страны огромный рынок, который нужно развивать. Причем речь идет не только об обычных авто, но и о спецтранспорте - коммунальной и сельскохозяйственной технике, отмечают при этом эксперты.

    На Ямале внедряют проекты по "сжиганию" воды. Она распадается на водород и кислород

    "Переход на газ требует определенной инфраструктуры, вложений на первоначальном этапе. Зато в целом это огромная экономия, которая сразу же резко снизит себестоимость сельхозпродукции в России, сделает наше продовольствие еще более конкурентоспособным на мировом рынке, - говорит замредактора Национального аграрного агентства Инара Халмеева. - Кроме того, газ является основным "ингредиентом" для производства минеральных удобрений. Мы отправляли предложение в правительство России о том, чтобы продавать российский газ нашим производителям удобрений по сниженным ценам. Это позволит решить проблему сбыта и, опять-таки, резко повысит рентабельность российского производства удобрений. С такой себестоимостью мы можем "перебить" по цене всех мировых конкурентов и занять абсолютно доминирующее положение на этом рынке в считанные годы. Нам есть куда тратить свой газ".

    А вот ЯНАО, откуда поступает львиная доля российского экспорта газа - ямальский город Новый Уренгой называют газовой столицей России - занял в рейтинге по развитию "газомотора" 2021 года только 22-е место. Хотя там есть специалисты, желающие развивать соответствующую инфраструктуру.

    Зато частные структуры Ямала сегодня создают совершенно уникальный вид топлива. Точнее, технологию "сжигания" воды. Нагретая до очень высоких температур вода распадается на два химических элемента - водород и кислород. Первый элемент горит, а второй поддерживает его горение. В болотах ЯНАО тысячелетиями хранятся триллионы кубометров воды с растворенным в ней природным газом. И этот газ является естественным катализатором для нагрева воды до нужной температуры. Над подобными технологиями сегодня бьются сразу несколько стран, но, кажется, в ЯНАО ближе всего подошли к созданию реальной экономически эффективной технологии. Государству сейчас следует обратить на них самое большое внимание, говорят опрошенные "РГ" эксперты.

    Развиваются в России и другие перспективные виды энергетики. На том же Ямале есть огромные запасы урана, не уступающего по качеству металлу из Казахстана, который сегодня активно используют российские атомщики.

    При этом стоит добавить, что Россия также активно развивает и все основные направления в рамках возобновляемых источников энергии. В стране действует госпрограмма поддержки зеленой энергетики до 2035 года, в том числе строительства электростанций на основе солнечных, ветряных и гидроэлектростанций. Объем программы составляет 360 миллиардов рублей.

    Поделиться