Традиционно азиатский регион - самый крупный рынок для китайских лент. На него приходится примерно треть экспорта китайских фильмов. Кроме того, китайские проекты набирают популярность в африканских странах и на Ближнем Востоке.
В русскоязычном сегменте рынка тоже наблюдается тенденция роста. Например, особенно популярными в России и Казахстане стали китайские телесериалы "Все будет хорошо" (семейная драма) и "Жизнь прекрасна" (романтическая дорама).
За 2021 год Китай продал права на прокат 714 сериалов. Общий объем экспорта за год достиг 57 миллионов долларов, увеличившись на 118 процентов в годовом выражении. Иностранные зрители отдавали предпочтение комедийным, драматическим и романтическим сюжетам.
Этимология слова "дорамы" очень проста. Это фонетически измененный вариант слова "драма". Изначально так называли японские сериалы, в основе которых лежали аутентичные комиксы - "манга". Однако, в Рунете со временем этот термин начали использовать и в контексте китайских произведений.
В чем же разница между дорамами и классическими сериалами, к которым зрители привыкли за последние пять лет? Количество серий в дорамах обычно больше восьми, а именно 12-24. Хронометраж одного эпизода в среднем составляет более часа (70 минут), в отличие от привычных 45 минут, характерных для современных западных и российских телешоу. Китайские дорамы снимаются в разных жанрах: мелодрама, детектив, комедия, исторический фильм. При этом эмоциональный фон в них будет гиперболизирован, а визуальный ряд - более насыщенным, с ярко выраженными акцентами.
Популярность китайских теленовелл в России подтверждает тот факт, что в последние годы появились специализирующиеся на них сайты. А российские глянцевые журналы и интернет-издания начали на постоянной основе публиковать рейтинги популярности и анонсы китайских дорам, включать их в топ ожидаемых сериалов года.
Развитие онлайн кинотеатров помогает распространению китайских проектов по всему миру. Стриминговые гиганты Поднебесной - iQiyi, Tencent Video (в России работает под брендом WeTV), Mango TV, Youku - запустили свои международные версии. На некоторых площадках китайские сериалы уже доступны на английском, испанском, корейском, японском и других языках. К 2021 году благодаря этому платформы охватили до 200 стран и регионов, а количество иностранных пользователей увеличилось до 100-150 миллионов. Согласно данным Государственного управления радиовещания и телевидения КНР, для зарубежных зрителей на международных версиях платформ выпустили уже около 1600 сериалов.
Российский рынок пока осваивается не так масштабно. Китайские сериалы на русском языке можно найти только на YouTube канале WeTV (Tencent Video). Причина очевидна - до последнего времени рынок был монополизирован западными компаниями. Теперь же, под влиянием внешних событий, европейские и американские кинопроекты ушли на второй план, а российские видеохостинги стали все чаще обращать внимание на телесериалы из Китая и обновляют свой контент за их счет. Возрос интерес к и укрепление культурных связей между нашими странами, что, несомненно, приведет к росту числа китайских сериалов в российском прокате.