Для этого из бюджета РТ было выделено 450 миллионов рублей. Всего за десять месяцев в медучреждении заменили 120 километров больничных проводов и 1355 компьютеров, организовали лечебный процесс через единое информационное пространство и обучили новшествам персонал. Уже в ноябре РКБ подтвердила соответствие стандартам HIMSS и официально получила международный статус цифровой клиники.
Теперь при поступлении здесь каждому пациенту на руку надевают бумажный браслет со штрихкодом. Он индивидуальный. Стоит его отсканировать, и сведения о пациенте попадают в единую информационную систему больницы, к которой все врачи и медсестры имеют авторизованный доступ.
Заведующий приемно-диагностическим отделением РКБ Алексей Толстиков не выпускает из рук планшет.
- Мне виден каждый пациент, - говорит он. - Когда поступил, с какими жалобами, кто из врачей осмотрел, какие обследования ему выполнены и что они показали, где он находится в данный момент. Даже если он без сознания - "потерять" или перепутать его с кем-то невозможно.
По словам главврача РКБ Рафаэля Шавалиева, с тех пор, как в клинике заработала отечественная информационная система qMS, лечебный процесс стал полностью прозрачным. Она помогает медперсоналу избежать ошибок и при идентификации пациента, и при назначении лечения.
- Действует система поддержки принятия врачебных решений, которая на каждом этапе выдает подсказки медперсоналу, - говорит главврач. - Она не допустит, чтобы пациенту перелили кровь несовместимой группы, сделали не тот укол или случайно назначили повторно е исследование.
То же самое и с лекарствами.
- Если, к примеру, медсестра по каким-то причинам взяла не ту таблетницу или врач при назначении препарата превысил предельно допустимую суточную дозу, система тут же даст об этом знать и заблокирует действие, - объясняет клинический фармаколог Альбина Звегинцева. - Человеческий фактор система исключает полностью.
Кроме того, с помощью специальной программы лечащий врач может уточнить, как тот или иной препарат взаимодействует с другими лекарствами, и оценить риски с учетом состояния пациента.
Такие компьютерные подсказки страхуют от неправильных действий весь персонал РКБ - от лаборантов до завотделений. Система умеет анализировать. Она точно "скажет", у какого кабинета чаще всего образуется очередь, кто из врачей наименее внимателен при назначении лекарств, по каким дням обычно возникает "аншлаг". Это позволяет руководству грамотно принимать управленческие решения и обеспечивать не только полную безопасность пациентов, но и комфортное пребывание в больнице.
А самое главное - медпомощь теперь можно получить гораздо быстрее. К примеру, в приемном покое оформление пациента занимает всего пять-семь минут. Вдвое меньше времени на выполнение необходимых формальностей при подготовке к операции тратят теперь и хирурги. Вопрос в другом. Что произойдет, если внезапно случится сбой в работе системы? Больница "замрет"?
- Мы доказали, что способны работать и при чрезвычайных обстоятельствах, - говорит руководитель проектного офиса РКБ Диана Алтынбаева. - В день, когда нас ожидала онлайн-сертификация с зарубежными экспертами, половина Приволжского района, где находится наша больница, осталась без света. Нужно было срочно восстановить работу информационной системы. Мы сделали это за семь минут.
Кстати, именно этот факт во многом помог РКБ получить международный статус цифровой клиники. Так больница стала единственным в мире медцентром, которому c первого раза удалось подтвердить соответствие стандартам HIMSS.