Мы сейчас все живем на переломе времен. Меньше чем за двенадцать месяцев буквально во всем - в политике, экономике и культуре - произошли поистине тектонические разломы.
Российский институт правозащиты с первых дней специальной военной операции включился в процесс помощи людям. Благодаря именно правозащитной дипломатии удалось возвратить домой 117 гражданских российских моряков, 45 наших дальнобойщиков, сотрудников ряда предприятий, которые оказались на Украине к началу СВО.
А дальше пошла очень сложная работа по вызволению из плена наших ребят. С трудом, но удалось выстроить гуманитарный мост с украинскими коллегами. На одном из первых крупных обменов пленными я встретилась с новым омбудсменом Верховной рады Дмитрием Лубинцом. Мы передали друг другу списки людей, которые числятся без вести пропавшими. Процесс очень непростой, но он приносит результаты. Обмены участились, все больше наших военнослужащих возвращается на Родину.
Вопросы частичной мобилизации, условия пребывания в учебных центрах, сложные случаи многодетных семей, получение брони для отдельных предприятий, созданные меры поддержки семей мобилизованных и военнослужащих - это все наши вопросы. Я и мои коллеги - региональные уполномоченные посещаем воинские части, все время в контакте с военными комиссариатами и прокурорами, муниципальными властями и властями субъектов РФ. Главное - проведение личных приемов граждан. В условиях проведения специальной военной операции должно максимально четко и ответственно исполняться все законодательство, связанное с социальными гарантиями.
Отдельная тема - граждане, эвакуировавшиеся в Россию после начала боевых действий. С февраля в Россию прибыли 5 миллионов человек, в том числе более 700 тысяч детей. На территории 61 субъекта Российской Федерации в 880 пунктах временного размещения находятся 42 294 человека, в том числе 12 532 ребенка, значительная часть их в Ростовской области.
Множество вопросов решается каждодневно по защите прав этих людей. К Уполномоченному уже поступило почти 2,5 тысячи обращений. Полутора тысячам человек мы уже смогли помочь - наладить медобслуживание, ускорить начисление социальных выплат, дети устроены в школы и детские сады, ребята постарше приняты в российские вузы...
Думаю, что всем этим мы внесли свой небольшой вклад в то, чтобы сами понятия "беженец" и "эвакуированный" у многих остались в прошлом. Те, кому мы помогли, вместе со своими родными, друзьями и соседями проголосовали на референдуме и теперь они, - граждане России.
Я и мои коллеги - омбудсмены из других субъектов России - оказываем помощь вновь сформированным органам власти Донецкой, Луганской Запорожской и Херсонской областей. У нас появились замечательных коллеги - Уполномоченные ДНР и ЛНР, в Запорожье и в Херсонской области активно помогаем властям сформировать региональные институты правозащиты.
Сегодня тематика обращений, поступающих к уполномоченным, очень разнообразна. Если выстроить обращения "по степени остроты", то наибольшее количество жалоб ежегодно поступает по вопросам, возникающим в социальной сфере и области реализации уголовно-процессуального законодательства. Причем от участников уголовного процесса: потерпевших, обвиняемых, подозреваемых, свидетелей количество жалоб значительно увеличилось. В них указывается на несправедливые отказы им в возбуждении уголовного дела, длительные сроки предварительного следствия, отказы в приобщении к делам оправдательных доказательств и т.д.
На втором месте - обращения по поводу нарушений жилищного законодательства - пресловутый "квартирный вопрос", отравляющий жизнь граждан с незапамятных времен. Времена уходят, а вопрос остается, как и проблемы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Вместе с тем скажу, что количество обращений о переселении из ветхого и аварийного жилья значительно уменьшилось благодаря специальной госпрограмме, которая реализуется в новом формате.
Кроме этого, на повестке дня стоит вопрос о повышении уровня жизни значительной части населения России, находящихся за чертой бедности или у нее. В этой связи перспективными представляются звучащие предложения об освобождении от уплаты подоходного налога малоимущих граждан.
Нас беспокоят и вопросы несоразмерности применяемых государствам мер по отношению к правонарушителям за совершенные ими проступки. Представляется, что данная ситуация должна развиваться в контексте экономии правоприменения со стороны государства и повышения качества профилактической работы.
Особо мы выделяем проблему помощи нашим зарубежным соотечественникам. Именно сегодня, в условиях санкционного давления и русофобии, повышение гарантий защиты прав наших соотечественников приобретает особую актуальность.
Количество поступающих ко мне обращений от российских соотечественников за рубежом выросло вдвое. Тематика их как никогда многообразна: от просьб о содействии в возвращении на Родину - до вопросов дискриминации российских студентов и школьников, которые обучаются в государствах - членах Совета Европы. Конечно, наши инициативы сталкиваются с огромными препятствиями и даже прямым противодействием. Поэтому так важно в условиях возросшего давления и политически мотивированного преследования наших граждан за рубежом создать механизм оказания им юридической помощи и материальной поддержки, в том числе, привлекая адвокатов при защите прав в органах власти, национальных и международных судах.
Для этого возможно создание реестра русскоязычных и общедоступных адвокатов. Он может быть сформирован при участии МИДа России на базе Международной ассоциации русскоязычных адвокатов, учрежденной Международным советом российских соотечественников и Гильдией российских адвокатов.
Еще до 24 февраля русофобия на Украине и в странах "коллективного Запада" достигла беспрецедентных масштабов: людям не давали спокойно жить, работать и учиться только потому, что они хотят разговаривать и учиться на родном языке. Их силой оружия пытались заставить перестать быть русскими... Поэтому не менее важной задачей СВО, помимо защиты нашего суверенитета, денацификации и демилитаризации Украины, является еще и искоренение конкретного очага неонацизма, чтобы не началась "эпидемия". А у ближайших стран-соседей (в первую очередь у Польши, стран Балтии) иммунитет сильно ослабленный или вообще отсутствует...
Дата 10 декабря дает нам веский повод вспомнить, что само понятие "права человека и гражданина", равно, как и защищающие его международные законы, выхолощено "коллективным Западом" и подменено некими "правилами", навязываемыми миру. Эти правила что только в себя не включают, вплоть до гремучей смеси расизма, сатанизма и сопутствующих им многообразных извращений, выдаваемых за некую "новую норму". Но ужаснее всего то, что тема защиты прав человека стала инструментом политического, экономического и гуманитарного давления, оправдывающего всё, от незаконных санкций до убийств мирного населения. Она превратилась в расхожую фразу для тех, кто манипулирует общественным мнением.
Конечно, случилось это не мгновенно, но именно в 2022 году количество перешло в качество. С глубоким прискорбием можно констатировать смерть Всеобщей декларации прав человека в западном мире. Пока хочется верить, что клиническую...
Но это вовсе не означает крушения великой гуманистической идеи, заложенной во Всеобщей декларации. Элиты, так называемого "коллективного Запада" могут сколько угодно пытаться подменить ее своими "правами 666 гендеров" и толерантностью ко всем видам неонацизма и фашизма. Но, как в своем "валдайском" выступлении отметил президент России Владимир Путин: "У разных цивилизаций разное понимание человека и его природы. Но все признают высшее достоинство и духовную сущность человека".
В конце концов, что только не перебороло человечество: и страшные эпидемии чумы и оспы, и всевозможные ереси, и нацизм... Победит и духовную заразу, извращающую саму сущность человека. Я - неисправимый исторический оптимист, и верю, что наш мир непременно выздоровеет. Однако для этого, сегодня, от нас потребуются даже не усилия - сверхусилия. Впрочем, нам не привыкать. Радует, что "вторая половина света", причем явно бОльшая, это прекрасно осознает...
Мы продолжаем активно взаимодействовать с международными институтами правозащиты - ООН, интеграционными объединениями омбудсменов. Налажено двустороннее взаимодействие, заключено более 23 соглашений с разными странами, еще более полутора десятков меморандумов о сотрудничестве на стадии подписания. Активно развиваем сотрудничество со странами Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америки.
Хочу еще раз подчеркнуть: нарушение коммуникативных связей по многим направлениям международной повестки (в том числе по правозащитным) с США и их европейскими сателлитами, отнюдь не означает прекращение сотрудничества с большей частью мирового сообщества. Подтверждение этому - недавно прошедшая в Москве международная конференция омбудсменов, в которой участвовали более 30 стран.
Сигналы власти от Уполномоченного и региональных уполномоченных по правам человека - это предмет для серьезной работы. И это не критиканство, а помощь в охране прав граждан людей и правопорядка. Ведь институт уполномоченных по правам человека не может существовать в замкнутом аппаратном пространстве, которое реагирует только на формальные нарушения законов. Он должен быть чувствителен к различным социальным и политическим вызовам и рискам нарушения прав и свобод человека.
Увы, закон не совершенен. Как сказано в римском праве: ad ea debeat adaptari jus, quae frequenter eveniunt - "Право следует приспособлять к тем случаям, которые происходят часто". Поэтому именно по результатам рассмотрения обращений и личного общения с людьми нам удается выявить острые, злободневные проблемы, для решения которых требуются законодательные инициативы, над которыми мы постоянно работаем.
На днях прошла встреча президента с Советом по правам человека и Уполномоченным по правам человека в РФ. Владимир Владимирович обозначил приоритетные темы, по которым нам предстоит трудиться. В их числе: пересмотр отношения к Международной доктрине прав человека, которая сегодня используется для оправдания идеологического доминирования Запада; защита прав человека в цифровом пространстве, борьба с фейками; правовая оценка преступлений Киева по отношению к собственному населению и российским гражданам. Путин указал на "циничную ангажированность" СПЧ ООН и ряда других международных правозащитных организаций, но, по мнению президента, российский СПЧ мог бы стать эффективной международной площадкой по защите прав человека. Все сказанное президентом России еще раз подтверждает, что вся работа Института Уполномоченного, делается не зря.
У института российской правозащиты сегодня главная стратегическая цель - помогать людям. Для ответственных политиков и омбудсменов это не так сложно: стоит только вспомнить о том, что у всех живущих на третьей планете от Солнца есть право на мир и свободную жизнь. Все остальное - лишь комментарии к этой истине.