Авиация на Ямале - востребованный вид транспорта. В некоторые отдаленные поселки можно добраться только по воздуху и еще летом по рекам. Выбираться на Большую землю тоже проще на крыльях: за 4,5 часа долетаешь до Черноморского побережья, тогда как дорога поездом займет 4,5 дня. Развитию авиасообщения в ЯНАО уделяют особое внимание. Так, в 2022 году с список субсидируемых попали 38 межрегиональных и 28 межмуниципальных маршрутов, в том числе вертолетные. Появились новые направления: из Салехарда в Краснодар, из Нового Уренгоя в Анапу и Минводы.
Всего в округе семь аэропортов и 27 посадочных площадок, самый крупный узел - в Новом Уренгое. С мая по сентябрь, когда северяне активно летают в отпуска, газовая столица России приняла свыше 388 тысяч пассажиров, несмотря на реконструкцию воздушной гавани. Это первый в России опыт модернизации аэропортовой инфраструктуры в рамках концессии. Соглашение между правительством ЯНАО и управляющей компанией было подписано в 2018-м.
Cоглашение рассчитано на 30 лет, из которых 3,5 года - собственно инвестиционная фаза. В 2019-м началась реконструкция взлетно-посадочной полосы, а в конце 2020-го подрядчики заложили фундамент нового аэровокзала площадью 19,6 тысячи квадратных метров. По задумке архитекторов, он похож внешне на стойбище из островерхих чумов: авторы проекта черпали вдохновение в национальных особенностях региона.
Сегодня новый терминал проходит комплексное тестирование: в роли пассажиров - сами работники аэропорта. Отрабатывается несколько сценариев: с разными категориями пассажиров, типами воздушных судов, видами грузов, посадка через телетрапы или бас-гейт. Все оборудование испытывается под нагрузкой, имитирующей реальные процессы.
- Тестирование - финальный этап строительства. Когда терминал оснащен, разработаны производственные технологии, проведено обучение персонала, необходимо проверить, что все это работает без ошибок и сбоев, - комментирует директор аэропорта Роман Бочков.
Официальное открытие обещают до конца года. Это будет крупнейший аэропорт на Ямале: пропускная способность - 840 пассажиров в час вместо нынешних 560, три телескопических трапа с системами обогрева, 12 стоек регистрации. Для удобства пассажиров предусмотрен теплый тоннель, где можно производить посадку и высадку в перронные автобусы в закрытом помещении.
Расширилась и привокзальная площадь, там организовано 300 машиномест для краткосрочной и долгосрочной остановки и стоянки. Движение транспорта контролирует автоматизированная парковочная система. К примеру, официальный оператор такси имеет приоритет на первой линии, чтобы максимально быстро подавать машины. Оформить заказ прилетевшие в Новый Уренгой смогут на специальной стойке.
Всего инвестор вложил в проект около 12 миллиардов рублей. Работы велись без прекращения операционной деятельности аэропорта. Так, заливку асфальта на перроне проводили по ночам, а с 6.00 до 15.00 взлетали и садились самолеты.
- Соблюдали жесткий тайминг, все было расписано по минутам. Каждую смену генподрядчик принимал аэродром по акту передачи, по окончании смены он комиссионно передавался в эксплуатацию. Ответственный, стратегически важный объект. Все были и горды участвовать в его реализации, - вспоминает представитель подрядчика Сергей Бойко.
В некоторые дни на площадке одновременно трудилось до 800 рабочих и 80 единиц спецтехники. Только на взлетно-посадочную полосу потратили 120 тысячи тонн асфальтобетонной смеси в четыре слоя. Благодаря тому, что после реконструкции ее длина составила 2,5 тысячи метров, ширина - 46, а покрытие рулежных дорожек и стоянок усилено, теперь Новый Уренгой может принимать без ограничений пассажирские самолеты типа Boeing 737 и транспортные типа Ан-124. Пока терминал рассчитан на обслуживание только межрегиональных и местных рейсов, но мастер-план предусматривает возможность создания в будущем и международного сектора.
Екатеринбургская кольцевая автодорога (ЕКАД) почти 20 лет представляла из себя полукруг, и только в 2022-м стала соответствовать своему названию. Проект завершили на два года раньше срока - помогло федеральное софинансирование.
Как говорят местные жители, дорога стала лучшим подарком к 300-летию уральской столицы - его отпразднуют в 2023-м. Первое упоминание о дороге в генплане тогда еще Свердловска встречается в 1972 году. Реально стройка началась в 1994-м. Вели ее поначалу исключительно на средства региона, поэтому к началу 2000-х успели проложить лишь 23,7 километра из 94,3. К 2008-му трассу продлили до Серовского тракта, что позволило вывести за пределы города грузовой транзит с севера на юг.
Второй отрезок, до Пермского тракта, открыли в 2011-м. Для этого Свердловская область привлекла кредит из федерального бюджета в размере 800 миллионов рублей. Общая протяженность ЕКАД к тому моменту приблизилась к 59 километрам, сформировалось северное полукольцо.
Южное длиной 35 километров от Пермского до Челябинского трактов начали возводить в 2011 году. Когда ЕКАД попала в нацпроект "Безопасные и качественные автомобильные дороги", суммарно за несколько лет Свердловская область получила 12 миллиардов рублей на достройку.
На финальном отрезке длиной 11,4 километра - по три полосы в каждую сторону, две эстакады, путепровод и большая "клеверная" развязка. По контракту работы должны были завершить до декабря 2024 года, но справились раньше, сквозное движение по кольцу открыли уже в сентябре 2022-го, а к концу ноября состоялся технический пуск восьмилепестковой развязки на пересечении с трассой М5 "Урал".
Дорога строилась в основном из местных материалов. Щебень - из уральских карьеров, битум - из Башкирии, барьерные ограждения - из Тюмени, шумозащитные экраны - из Екатеринбурга, рассказал представитель дорожного треста Михаил Малиновских. В качестве покрытия впервые применили полимерно-дисперсно-армирующий асфальтобетон. Он не деформируется, даже если на улице жара, к тому же стоек к образованию колеи.
Еще предстоит дооснастить освещение, установить ограждения и знаки. Однако уже сейчас по этому отрезку проезжает более 26 тысяч машин в сутки, большинство крупных, от двухосных грузовиков до шестиосных автопоездов. Как отмечают в Управлении автодорог Свердловской области, перераспределение транспортных потоков происходит не мгновенно, но к началу следующего года интенсивность движения по ЕКАД может увеличиться в 1,5 раза, ведь дорога "перешагивает" сразу через три федеральные и три областные трассы.
Благодаря тому, что дорога наконец замкнута в кольцо, Екатеринбург избавится от 80 тысяч транзитных машин в сутки, что для мегаполиса с девятибалльными пробками в час пик - совсем не праздный вопрос. Кроме того, этот проект важен для развития складской логистики и сообщения между западом и востоком России. Сейчас ведется строительство скоростного автобана М-12, который соединит Москву, Казань и Екатеринбург. Завершить его собираются за 2,5 года, в том числе 43 километра проложить по территории Среднего Урала. Участок М-12 войдет в Пермский тракт и существенно увеличит транзит по ЕКАД.
Впрочем, на этом работы на кольцевой дороге не заканчиваются. В планах до 2027 года расширить 14-километровый участок между Тюменским и Режевским трактом с двух до шести полос. Сейчас он один из самых загруженных и обеспечивает движение в восточные районы области. Это направление даст возможность выхода на Ханты-Мансийск и Северный широтный ход.
Не исключено, что ЕКАД в скором времени станет внутренним кольцом Екатеринбурга: его уже подпирают новые районы Академический и Солнечный. В 2021 году Средний Урал сдал рекордное количество квадратных метров жилья - 2,9 миллиона, в 2022-м темпы не ниже. Пора думать о новой кольцевой дороге, которая будет опоясывать екатеринбургскую агломерацию, заявляют власти.