Согласно анализу рынка, наиболее популярным отечественным мультфильмом за рубежом стал сериал "Маша и Медведь". Среди европейских зрителей его узнаваемость достигла 70 процентов, а среди азиатских - 90. В числе хитов российского производства оказались "Смешарики" - их постоянная аудитория суммарно превысила 50 миллионов человек. Сильных позиций достигла и новинка "Пчелография". Анимационная эпопея особенно популярна в КНР и Макао, она представлена в крупнейшем видеосервисе Китая IQIYI и цифровом кабельном телевидении на платформе XIAOMI.
Как отмечают авторы исследования, наряду с позитивными моментами для нашей креативной индустрии появились и серьезные риски. Мир увидел, что у России конкурентоспособная анимация, а значит, специалистов могут переманить за рубеж. "Нужен заказ от государства на искусство, на новую картину мира, - комментирует член Московского союза художников Михаил Балан. - Есть очень много организаций, союзов, школ, объединений, есть все необходимые ресурсы. Нельзя допускать утечки этих талантов ни сейчас, ни в будущем, а для этого нужно создавать умную, продуманную стратегию поддержки креативной экономики".
Попытки удержать авторитет отечественной анимации предпринимаются на всех уровнях. Как отмечается в исследовании, правительство страны приняло специальную программу поддержки креативной индустрии на 2022-24 годы. Она предусматривает, что эта отрасль получит собственное законодательное регулирование. Значит, в дальнейшем создатели отечественных мультфильмов смогут претендовать на ряд преференций, в том числе на налоговые льготы и раскрутку новых сериалов за рубежом.
Москва стала флагманом поддержки анимации. Еще в 2020 году здесь создали специальное агентство креативных индустрий, через которое создатели мультфильмов могут получить господдержку. В частности, через АКИ распределяются гранты для анимационных студий, каждая из них может рассчитывать на годовую субсидию до 10 миллионов рублей. В свою очередь, сами представители индустрии активно инвестируют в новые технологии. Например, легендарный "Союзмультфильм" использовал искусственный интеллект при создании нового хита "Чинк: Хвостатый детектив".