У Хан Пил Чу вполне благополучная жизнь: постоянная работа в ресторане Fridays, где добродушные коллеги готовы всегда чем-то помочь; накопленная к восьмидесяти годам приличная сумма денег, позволяющая вести безбедную жизнь; статус ветерана Вьетнамской войны, обеспечивающий общественное уважение. Однако у него умирает жена, а врачи ставят ему неутешительные диагнозы о прогрессирующей деменции и разрастающейся опухоли в голове. Теперь герой, прежде чем его память окончательно поглотит пелена забытья, должен совершить главный поступок в своей жизни - отомстить коллаборантам, из-за которых вся его семья погибла много десятилетий назад.
Картина Ли Иль Хёна ("Жестокий прокурор") - ремейк одноименной ленты Атома Эгояна с Кристофером Пламмером в главной роли, вышедшей еще в 2015 году. Впрочем, переложение получилось достаточно вольным, и там, где оригинал рассказывал историю бывшего узника Освенцима, офицера СС, повинного в смерти его близких, новая лента концентрируется на другом историческом периоде, впрочем, не менее кровавом. С 1910 по 1945 годы Корея находилась под оккупацией Японии. А судьба экранного Хана Пил Чу во многом иллюстрирует, через что пришлось пройти населению полуострова - отец по доносу был брошен в тюрьму и позже умер там от пыток, мать от горя сошла с ума, брат сгинул в шахтах от непосильной работы, а сестра покончила с собой после того, как ее обманом вынудили стать "женщиной для утешения", то есть сексуальной рабыней, которой приходилось в специализированных борделях обслуживать японских солдат.
Проблемы прошлого все еще сказываются на отношениях Японии с ее соседями, и режиссеру удается мастерски передать ощущение незаживающей раны. Казалось бы, прошло столько лет, страна восстановилась и уже давно идет в светлое технологическое будущее, а между тем на телевидении продолжают выступать эксперты, рассуждающие о том, было ли так плохо при японском империализме; все еще ведутся разговоры о принятии специального законопроекта, по которому у бывших коллаборантов следует изымать имущество; люди постоянно протестуют, требуя компенсаций за страдания своих предков.
При этом в картине обсуждаются и другие проблемы, волнующие корейскую общественность до сих пор. Это и пресловутое социальное неравенство, отягощенное тем, что бывшие пособники угнетателей не только не получили наказания, но ныне вовсю благоденствуют и даже почитаются за достойных членов общества; и нарастающая вестернизация, которая не такая насильственная, какой была японизация в свое время, но тоже имеет всеобщий характер - неслучайно у главного героя есть специальное рабочее имя Фредди, по которому к нему обращаются все коллеги. Тем не менее "Помнить" оказывается не очередным политико-социальным памфлетом, понятным только своим, а довольно универсальной историей, которая концентрируется не только на теме отмщения.
К слову сказать - Ли Иль Хён изменил не только место действия своей картины, но и в том числе ее настроение. Если оригинал 2015 года был крайне неспешной драмой с предвосхищением скорой трагической развязки, то его новая итерация получилась динамичным триллером с примесью бадди-муви. Безусловно, Пак Чхан Ук еще в начале 2000-х выпустил свою так называемую "Трилогию о Мести" ("Сочувствие господину Месть", "Олдбой" и "Сочувствие госпоже Месть") - пожалуй, вершину корейского кино о мщении, и "Помнить" едва ли может по уровню зрелищности, изящества, жестокости и экстравагантности творящегося на экране тягаться с работой мастера. Впрочем, погони на красном Porsche, противостояние с полицией и бандитские разборки делают фильм про пожилого мстителя неожиданно крайне динамичным. Разве что порой в глаза слишком уж бросается тот факт, что история, половину действующих лиц которой составляют глубокие старцы, в некоторых местах вышла чересчур уж залихватской.
Однако за некоторой развлекательностью всего происходящего не потерялись проработанные драматические образы. В частности, главный герой. Добродушный 80-летний старичок с багажом трагедий за плечами, сыгранный, что иронично, 54-летним Ли Сон Мином ("Адвокат"), которому, несмотря на возраст, удается передать тяжесть прожитых лет даже на уровне ходьбы или осанки. Как такому божьему одуванчику не посочувствовать? Однако по мере развития истории все больше возникают вопросы. Стоит ли на пороге забвения забирать жизни тех, кому и так мало осталось? Такие ли уж подлецы коллаборанты, которые просто хотели спастись, а некоторые из них даже верили, что действуют на благо страны? Тем более сам пенсионер-вигилант, как оказывается, тоже запятнал себя во время оккупации.
При этом "Помнить" - это еще и картина о связи поколений, ведь напарником Пил Чу выступает молодой Пак Ин Гю по кличке Джейсон. Несмотря на почти шестидесятилетнюю разницу в возрасте, они успели подружиться и даже выработать свои особые рукопожатия, понятные только им. Молодой человек выступает своего рода моральным компасом для старшего товарища, давая свою оценку исторической справедливости и попутно помогая залечить душевные травмы. С этой точки зрения, фильм Ли Иль Хёна, сочетая пронзительную пронзительной драму с динамичным триллером, выступает своеобразным мостиком между молодыми людьми и их предками, предлагая тем и другим отрефлексировать общую национальную и историческую трагедию.