С момента начала военной спецоперации почти на каждом президентском мероприятии в независимости от того, чему оно посвящено, тема СВО звучит одной из главных. Пресс-конференция в Бишкеке, конечно, не стала исключением. В частности, журналисты попросили Путина дать разъяснения его фразы о "длительности спецоперации", которую он произнес на недавней встрече с правозащитниками. "Я имел в виду длительность процесса урегулирования, - ответил президент и добавил, что этот процесс будет непростым и потребует определенного времени. "Но так или иначе всем участникам этого процесса придется согласиться с реалиями, которые складываются на земле", - уверен Путин. Он отметил, что СВО идет своим чередом. "Там все стабильно у нас - никаких вопросов там и проблем сегодня нет", - сказал он и отметил, что вся информация объективно отражается в ежедневных сводках министерства обороны.
Путина попросили прокомментировать слова Меркель о том, что Минские соглашения были попыткой выиграть для Украины время, чтобы стать сильнее. "То, что сейчас прозвучало, говорит только о том, что мы все правильно сделали с точки зрения начала специальной военной операции", - отреагировал президент и добавил, что, возможно, СВО надо было начинать раньше. Ведь высказывания Меркель говорят о том, что Минские соглашения никто не собирался исполнять. "Смысл заключался только в том, чтобы накачать Украину оружием и подготовить к боевым действиям", - сказал Путин.
По его словам, Россия рассчитывала, что можно договориться в рамках этих мирных Минских соглашений, поэтому президента слова Меркель разочаровали. "Не ожидал услышать такое от бывшего федерального канцлера. Всегда казалось, что руководство ФРГ искренне стремится к урегулированию в рамках достигнутых договоренностей", - признал он. Теперь вся эта ситуация ставит вопрос о доверии к Западу, которое "и так почти на нуле". "Как договариваться-то, о чем, и можно ли с кем-то договариваться, и где гарантии?" - задал вопрос президент. При этом он отметил, что Россия открыта к договоренностям. -Но это заставляет нас задуматься о том, с кем мы имеем дело", - заключил он.
Путин снова заявил, что нет никаких предпосылок для проведения новой волны мобилизации. "Какие факторы могут повлиять на изменение этого решения? Или даже после Нового года россиянам точно не о чем переживать?" - задали вопросу президенту. "Да нет таких факторов сегодня, они не просматриваются", - заверил Путин. Он добавил, что возможна ротация внутри уже мобилизованных. "Может быть, одни формирования менять на другие - все же будут иметь статус участников боевых действий. Если кто-то там на Дальнем Востоке, допустим, или в Сибири еще тренируется, а кто-то находится в зоне боевых действий - это же разные вещи", - отметил президент. По его словам, минобороны и Генеральный штаб подумают над этим и примут решение.
Говоря о снабжении войск, Путин сказал, что самые острые проблемы сняты. Так президент ответил на вопрос о том, что поток сообщений по поводу проблем со снабжением от бойцов с передовой не прекращается. "Кому верить? Отчетам министерства обороны или бойцам с передовой?" - поинтересовался журналист. "Верить никому нельзя. Только мне можно верить", - отреагировал Путин и добавил, что все проблемы еще полностью не решены, но это вопрос времени.
Российская доктрина, в отличие от американской, не предусматривает превентивного удара, только ответный. То есть после того как система предупреждения о ракетном нападении получает сигнал, со стороны РФ в воздухе оказываются сотни российских ракет и остановить их невозможно. "Но это все-таки ответный удар. Что это значит? Это значит, что падение головных частей ракет противника на территорию Российской Федерации неизбежно - они все равно упадут. Правда, от противника ничего не останется, потому что перехватить сотни ракет невозможно", - заявил Путин в ответ на просьбу журналиста разъяснить ранее сказанную фразу о том, что "если Россия не применит ядерное оружие первой, значит, и второй тоже не применит".
При этом Россия может подумать над тем, чтобы взять на вооружение американские наработки, включая идею обезоруживающего удара, заявил Путин. "Мы просто думаем над этим", - сказал президент. Сейчас, по его словам, наша страна по сравнению с США располагает не только более современными и эффективными крылатыми ракетами, но и гиперзвуковыми комплексами, которых в США пока нет.
Введенный Западом потолок цен на российскую нефть примерно соответствует актуальным ценам, поэтому за российский бюджет можно не переживать, уверен Путин. Он также заявил, что в ближайшее время появится указ президента об ответных мерах, где будут изложены конкретные шаги.
Само предложение Запада о ценовых потолках Путин назвал глупым, непродуманным и непросчитанным. "Если кто-то согласится когда-то с тем, что потребитель будет определять цену, то тогда это приведет к коллапсу самой отрасли", - считает президент. Ведь потребитель всегда будет настаивать на том, чтобы цена была пониже. Российский лидер снова подтвердил, что Россия просто не будет продавать в те страны, которые такие решения принимают. "Подумаем при необходимости и о возможном сокращении добычи", - заявил Путин, отметив, что решений пока на этот счет никаких нет.
Переговоры с США об обмене российского гражданина Виктора Бута вела Федеральная служба безопасности. "ФСБ договаривалась изначально, вела переговоры, достигла таких результатов, о которых вы сейчас узнали. Контакты продолжаются, и они, собственно говоря, по линии спецслужб никогда и не прекращались", - сказал Путин, отвечая на вопрос "Российской газеты" о деталях обмена.
Президент не исключил новых обменов - это результат переговоров и поиска компромиссов. "В данном случае компромиссы были найдены. Мы не отказываемся от продолжения этой работы в будущем", - сообщил он. Журналист "РГ" поинтересовалась, есть ли шанс на налаживание более широкого диалога с американцами благодаря контактам по обменным вопросам. "Мы не ставили перед собой задачи от этих переговоров переходить к каким-то другим. Конечно, они создают определенную атмосферу, это правда. Но в рамках этих переговоров никаких других вопросов не обсуждается", - заявил Путин.
Президент также прокомментировал для "РГ" переговоры главы СВР Сергея Нарышкина и руководителя ЦРУ Уильяма Бернса. -Это была не наша инициатива, это была инициатива американской стороны. Президент Байден предложил это - мы согласились, как видите. В целом от переговоров мы не ожидали ничего сверхъестественного, они прошли в нормальном рабочем режиме", - сообщил президент, добавив, что контакты будут продолжены.
Путина также попросили прокомментировать заявления главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля о том, что в Африке не знают, где находится Россия. "Боррель - большой крупный политический деятель современности, так о Брежневе когда-то говорили. Но в Африке знают, что такое Россия, где находится Россия, в Африке знают ту роль, которую сыграла Россия в ходе освобождения от колониализма", - отметил Путин и добавил, что нет ни одной африканской страны, которая не получила бы в свое время поддержку от Москвы.
Путин также заявил, если бы на Западе знали, где находится Африка и в каком состоянии находятся народы Африки, то "не препятствовали бы поставке на Африканский континент российского продовольствия и российских удобрений, от которых зависит в конечном итоге и урожай в африканских странах, и спасение сотен тысяч людей в Африке от голодной смерти".
У идеи сотрудничества России, Казахстана и Узбекистана по газу есть хорошие перспективы, уверен Владимир Путин. По его словам, Москва, Астана и Ташкент полностью готовы к совместной работе и совместным инвестициям, поэтому решения по вопросам газового сотрудничества точно могут быть найдены, а в дальнейшем можно будет говорить об энергетическом альянсе трех стран. Президент обратил внимание на то, что растущая экономика стран ЕАЭС, а также обязательства стран по экспорту приведут к увеличению объема потребления энергоресурсов. "Все это вызывает необходимость нам сверить часы, посмотреть, как это все устроено и что мы можем сделать дополнительно. Можем или нет? Да, можем", - констатировал президент РФ.
Руководство Казахстана и Узбекистана также обсуждают возможность наращивания поставок российского газа, сообщил Путин. Он отметил, что для этого может потребоваться модернизация газотранспортной инфраструктуры для доставки этого газа и даже строительство новых газопроводов. В том числе на территории России будет необходимо построить газотранспортную инфраструктуру стоимостью 260 млрд рублей.
Спросили Путина и про его поездку за рулем автомобиля по Крымскому мосту. Президент рассказал, что поехал туда поддержать строителей, оценить качество работ. "Обещают сделать автомобильную часть где-то в марте. Планировали попозже, но мне сказали, что к концу марта закончат, а железнодорожную часть, одну веточку, обещают сделать где-то в середине лета. Правда, сначала сказали - в конце осени, потом все-таки пообещали к середине лета. Я думаю, что где-то летом наверняка сделают", - заявил Путин.