На прошлой неделе прошло почти юбилейное, пятнадцатое вручение "Звезды театрала". Почти на всех я был. Многократно премию вручал. А в прошлом году мой спектакль "Гроза прошла" по Дмитрию Мережковскому, поставленный на "Сцене под крышей" театра Моссовета, получил эту награду как лучший спектакль малой формы.
"Звезда театрала" - единственная театральная премия, где нет никаких, не ясно как формирующихся, экспертных советов, где нет никаких, не всегда объективных, жюри. Все решает зритель. Премия зрительских симпатий.
В этом году впервые глядя церемонию не из зала, а по трансляции (кстати, очень профессионально сделанной), не отвлекаясь на коллег, шум и суету, я вдруг понял: "Звезда театрала" - это не просто еще одна премия. Это премия, которая позволяет понять зрительские вкусы.
И если любая театральная награда - это всегда взгляд назад: посмотрим, кто победил у нас в этом сезоне, кто стал лучшим, то помимо этого "Звезда театрала" - это еще и взгляд вперед, поскольку позволяет понять, что нужно сегодня. Она как бы выдает рецепт блюда, любимого зрителем, а там уж дело режиссера: воспользоваться им или нет. "Звезда театрала" - это впередсмотрящий нашего театра.
Что же показала нынешняя церемония, которую замечательно провели Александра Урсуляк и Андрей Заводюк?
Первый и, может быть, главный вывод: зритель любит классику. Как любит? Очень. Все - подчеркиваю - все основные победители, даже в наиболее сомнительной для меня номинации "лучший режиссер" - это те, кто участвовал в интерпретации классики. Лучшие спектакли большой сцены, малой сцены, лучшие исполнители главных и ролей второго плана. Да, я думаю, что победитель - музыкальный спектакль "Кабаре" - тоже вполне себе классика. Я уж не говорю, про детский спектакль "Алиса в стране чудес".
Зритель голосует за классику. Голосует за вечное. Вот что ему интересно.
Понимаете, какая история? Режиссеры очень любят говорить о том, как не хватает современных пьес, как их ждет зритель, и еще много обязательных слов. А зритель голосует за современный взгляд на вечное. Мне всегда казалось, что люди идут в театр не за тем, чтобы увидеть на сцене то, что они видят на улице, а за другим. Например, за ощущением того, что ты живешь в вечном мире, где есть непреходящие ценности. Мне кажется, что человек идет в театр не для того, чтобы сравнить себя с таким же, как он - современником, а чтобы ощутить себя существующим в вечности.
Интересно, что даже в длинный список "Звезды театрала" крайне редко попадают антрепризные спектакли, сделанные для того, чтобы веселить зрителя. Сами зрители не считают их достойными наград.
То, что лучшим спектаклем стала постановка Римаса Туминаса "Война и мир", свидетельствует о том, что у зрителя хороший вкус. Вахтанговская "Война и мир" мощно возвышается надо всеми театральными постановками сезона. Это не просто хороший спектакль или очередная удача. Это глыба, эпоха, мощь. Здорово, что зритель это понял.
И то, что зрители признали "Кабаре" Евгения Писарева, свидетельствует о том, что зрителю нужен не просто музыкальный спектакль с песенками, но хорошо поставленное и хорошо сыгранное действо.
Каким должен быть актер, чтобы получить от зрителя приз за лучшую роль? Во-первых, красивым, и от этого никуда не денешься. Во-вторых, должен непременно играть про любовь. Это уж будьте любезны - наш зритель убежден: только в лирической истории может по-настоящему раскрыться талант актера. И, в-третьих, он должен существовать в красивой и оригинальной истории. Юрий Чурсин - "Сирано де Бержерак" (МХТ), Ольга Лерман - "Война и мир" (театр Вахтангова), Виктория Исакова - "Костик" (театр имени Пушкина). Красивые, романтичные, умеющие играть про любовь.
Почему из актеров второго плана зритель выбрал именно Игоря Ясуловича, который действительно блистательно существует в замечательном спектакле "Отец Сергий" Камы Гинкаса на сцене МТЮЗа? Мне кажется, потому, что зритель выбрал достоинство. Сегодня в театральном мире очень много суеты, иногда кажется, что, кроме суеты, и нет-то ничего. И когда появляется спокойный, с чувством собственного достоинства, абсолютно не суетливый человек - он вызывает интерес.
Интересная номинация: лучшая роль театральной актрисы в кино. Почему зритель предпочел Дарю Мороз из "Содержанок" великой Алисе Фрейндлих из картины "Родители строгого режима"? Можно только предполагать, но, мне кажется, ответ прост. Дело не в качестве актерской игры, а в качестве фильмов. "Содержанки" - гораздо более зрительское кино, и, попросту говоря, оно хорошо сделано. В "Родителях строго режима" и Фрейндлих, и Адабашьян, и Евгений Ткачук играют замечательно, но кино уж больно назидательное и, я бы сказал, мелкое.
Не получит премию даже самый-пресамый актер, если он сыграл в фильме, который не полюбился зрителю. Зритель не может оценивать роль отдельно от спектакля или фильма. И слава богу! Для человека, пришедшего в театр или в кино, хороший актер - это тот, кто участвует в хорошем спектакле или фильме.
Я, конечно, желаю удачи всем театральным премиям. Но - да простят меня иные - "Звезде театрала" более всего. Потому что эта та награда, которая позволяет говорить о главном человеке в театре - зрителе. И это чрезвычайно важно.