12.12.2022 18:18
Поделиться

Каким получился новый сериал Первого канала "Казанова в России"

С сегодняшнего дня, с 12 декабря в 21.45, на Первом канале начинает выходить "Казанова в России" - 12-серийный авантюрный детектив о приключениях известного венецианца, который волею судеб оказался в Российской империи эпохи Екатерины Великой.

...1762 год. Петр III был свергнут собственной женой, которая при поддержке гвардейцев восходит на престол. Однако еще во время дворцового переворота приближенные вынудили будущую императрицу подписать специальную грамоту, согласно которой она должна будет уступить власть сыну, когда тот достигнет совершеннолетия. Спустя время, за столь бесценным документом начинается настоящая охота, в которую ввязывается даже Ватикан, отправивший в Россию своего агента. Причем не кого-либо, а самого Казанову, которому предстоит проявить весь свой недюжинный талант авантюриста, чтобы добиться цели.

Джакомо Джироламо Казанова шевалье де Сенгальт - личность поистине легендарная. Будучи писателем, дипломатом, оккультистом, музыкантом и даже организатором лотереи, он также стяжал славу ненасытного любовника и сердцееда. Уже сложно сказать, какой факт из биографии столь экстравагантной личности не брали на вооружение писатели и постановщики. Однако режиссеры братья Илья и Антон Чижиковы (знакомы зрителям, например, по проекту "Парень с нашего кладбища") нашли один примечательный эпизод из жизни известного ловеласа - его путешествие в Россию, в ходе которого тому удалось познакомиться с императрицей и даже получить собственную крепостную. Это приключение легло в основу сериала, но не стоит думать, что весь проект является чистокровным байопиком. Скорее - произведением по мотивам, ведь пока реальный прототип приезжал в Петербург с целью сделаться потенциальным экономическим советником правительницы, его экранное воплощение оказывается втянуто в клубок интриг вокруг будущего российского престолонаследия. Потому вместо сопоставления реального и мифического интереснее рассмотреть, что из себя представляет новая итерация Казановы.

Джакомо, сыгранный сербским актером Иваном Босильчичем ("Эпидемия"), - это мужчина примерно 40 лет, чья слава успела отгреметь по всей Европе. Он уже не такой молодой, каким был Хит Леджер, когда очаровывал красавицу Франческу в фильме "Казанова", но еще и не одинокий обезумевший старец, в которого превратился Дональд Сазерленд в картине Феллини. В сериале постоянно подчеркивается пограничное состояние, в котором пребывает центральный персонаж - он продолжает вовлекаться в амурные приключения с разномастными дамами, однако в его исповедях наедине с собой все чаще звучат разочарования в любви и самой жизни. Актеру удается мастерски передать суть своего героя, как человека, который милой улыбкой и пышущей жизненной энергией может привлечь к себе внимание любого, но при этом внутренне осознающего, что его лучшие годы уже прошли, а на горизонте все чаще маячат призраки прошлого: от обманутых любовниц до их ретивых защитников.

На фоне Казановы совершенно по-другому смотрится Татьяна, чью роль исполнила Мария Скуратова ("Мост"). Она - своевольная крестьянка, доставляющая проблемы всем окружающим. Девушка может иногда показаться грубой или откровенно "темной" в некоторых областях, однако за этим поверхностным впечатлением таится совершенно очаровательная особа с неисчерпаемым кладезем талантов, в числе которых - умение в обыкновенных вещах - например, звезды на небе, увидеть нечто прекрасное. Даже сам отец считает, что его дочурке стоило родиться в Петербурге, а не в мелкой деревеньке. К счастью, по воле случая "дикарка" попадает в услужение заморскому гостю, и разыгравшаяся между ними коллизия в духе "Пигмалиона" Бернарда Шоу, показывает совершенно иную грань венецианца - он не только страстный любовник, но еще и воспитатель, способный сделать из "девки" благородную даму, которой будут рады на любом светском приеме.

Второй план тоже оказывается богат на колоритных личностей. Екатерина II, сыгранная Марьяной Спивак ("Нелюбовь"), - великодержавная императрица, в характере которой падкость на мужское внимание соседствует с железной волей - никому не уступать свою власть. Тенор Паттини, чью роль исполнил Дмитрий Лысенков ("Серебряные коньки"), - певец-кастрат, который мало того, что в своем фирменном наряде похож на экзотическую птицу, так и манера постоянно истерично смеяться выдает в нем крайне взбалмошную особу. Артем Ткаченко ("Вампиры средней полосы") предстает в образе адвоката Луиджи Мануччи, поклявшегося отомстить Казанове за поруганную честь сестер, и в своей вендетте понемногу теряющего рассудок. Остальные герои, в числе которых князь Потемкин, певица Марселина и другие, тоже получились запоминающимися.

При этом "Казанова в России" - это во многом театральное, даже барочное зрелище, где в кадре при обилии пышных тяжеловесных костюмов и нагромождений зданий, внешним видом напоминающих изысканные десерты, сохраняется ощущение повсеместной легкости и воздушности. Что касается дворянского быта, то он показан с блеском: музыкальные выступления с участием иностранных артистов, каждодневные балы в интерьерах с золотой лепниной и царствующий повсюду европейский дух, в котором варятся августейшие особы. На контрасте смотрятся сцены из деревенской жизни, где посреди хиленьких домишек крестьяне всячески протестуют против навязывания им иноземных порядков - в частности, посадки картофеля.

Однако, некоторая избыточность всего происходящего на экране отчасти повредила проекту. Например, чрезмерное количество интриг на один квадратный метр, учитывая, что в вопросы престолонаследия оказываются втянуты и императрица, и Ватикан, и масоны, и даже иезуиты. Не говоря о том, что буквально каждый второй персонаж входит в какой-либо заговор. В результате Казанова порой теряется на общем плане и будто играет второстепенную роль в собственной истории. Кроме того, по большей части во всех действующих лицах есть некоторая доля карикатурности, которая придает им особого шарма, но иногда ее становится слишком много, и откровенно нелепо выглядят, например, иностранцы, поголовно ругающие Россию и при этом говорящие по-русски лучше носителей языка, или же Мануччи, порой кажущийся не зловещим мстителем, а просто помешанным.

"Казанова в России" - все-таки в большей степени развлекательный проект, чем погружение в потемки души загадочного венецианца. Сериал можно обвинить в общей легковесности или излишней мелодраматичности, однако нельзя не отметить, что он вышел достаточно универсальным: любовные метания, подковерные игры, красивая картинка, талантливые артисты и легендарная фигура на переднем плане - каждому зрителю будет предоставлена возможность вынести из просмотренного что-то свое.