Евросоюз уже запретил импорт угля и морские поставки нефти из нашей страны. Эмбарго на поставки нефтепродуктов заработает 5 февраля 2023 года. От российского трубопроводного газа ЕС собирался отказываться постепенно, но диверсия на "Северных потоках" и непродуманные санкции против нашей страны фактически уже оставили страны Европы без него. Сейчас мы прокачиваем газа в Европу всего около 20% от объемов прошлого года.
Сфера СПГ также попала под санкции, но не экспорт, а поставки оборудования для наших заводов по сжижению газа. Ожидалось, что это сделает невозможным запуск новых российских СПГ-проектов. Пока весь наш экспорт сжиженного газа составляет 30 млн тонн в год (около 41,8 млрд кубометров). Для сравнения: весь наш экспорт газа в 2021 году составил более 200 млрд кубометров.
Запрет ЕС на поставку технологий для СПГ не стал для нас фатальным. В компании "Новатэк" заявили, что сроки запуска крупнейшего проекта по сжижению газа "Арктик СПГ-2" не будут изменены. Первая линия заработает в декабре 2023 года, вторая, частично на российском оборудовании, - в 2024 году, а третья, полностью на российском оборудовании, - в 2026 году. Общая мощность завода составит 19,5 млн тонн в год. На очереди "Обский СПГ", "Арктик СПГ-1", а также газохимический комплекс "Газпрома" на Балтике. Суммарно эти проекты должны поднять производство СПГ в России до 120 млрд кубометров в год. С одной стороны, Европу это должно радовать при отсутствии поставок по газопроводам, но с другой - политический заказ никто не отменял.
Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, едва ли европейцы всерьез готовы к санкциям против российского газа и тем более СПГ, так как это еще сильнее усугубит энергетический кризис. Это видно по динамике импорта СПГ из России, а в ближайшие месяцы, вероятно, весь сжиженный газ с "Ямал СПГ" и среднетоннажных проектов на Балтике пойдет в Европу, поскольку баланс там дефицитный. Кроме того, не стоит забывать, что значительную часть газа с проекта "Ямал СПГ" на рынок поставляют иностранные акционеры - французская TotalEnergies, китайская CNPC и крупные транснациональные трейдеры. С другой стороны, у ЕС остается все меньше опций для введения новых ограничений, а инерция у процесса большая. Есть и спонсоры, которые заинтересованы в увеличении и поддержании высоких цен на рынке. Ну и, конечно, не стоит питать иллюзий - как только они смогут физически обойтись без поставок из России, санкции будут введены, считает эксперт.
На рынке СПГ, особенно в холодные месяцы, гораздо более волатильные цены, чем на нефть, чувствительные даже к небольшим новостям, поясняет главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин. Поэтому отсечение крупного поставщика, такого как "Новатэк" или "Газпром", крайне нежелательно для потребителей. Тем не менее на горизонте нескольких лет такие запреты возможны.
По мнению эксперта по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Евгения Миронюка, этой зимой ЕС не пойдет на прямой запрет импорта СПГ из России, поскольку европейские правительства находятся под прессингом разгоняющейся инфляции. В вопросе потенциального замещения российского СПГ европейцы могут пока рассчитывать только на выход на проектную мощность американского завода Freeport LNG (ожидается в начале следующего года) и запуск крупного СПГ-завода в Катаре в 2026 году. Поэтому в будущем не исключено обсуждение введения потолка цен на СПГ, запрета на страхование судов, перевозящих его.
Но в ЕС уже принимались меры, больно бьющие по экономике самой Европы. Последствия таких шагов, как запрет на импорт нефти или угля, осознавались европейскими чиновниками, но это не стало препятствием для введения ограничений. Поэтому гарантировать, что ЕС не введет эмбарго на покупку нашего СПГ, нельзя. С другой стороны, СПГ - товар мобильный и сейчас очень востребованный, поэтому перенаправить его на другие рынки не составит нашим компаниям особого труда. Причем, как отмечает Кокин, рынок СПГ настолько важен сейчас для всего северного полушария, что поспешные и непродуманные ограничения (вроде запрета импорта или страхования судов с СПГ из России) приведут к стремительному росту цен.