12.12.2022 15:35
    Поделиться

    Прокуратура освободила вокзалы и аэропорты от гигантских мусорных нормативов

    Оренбургский областной суд отменил завышенный норматив накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для железнодорожных и автовокзалов, аэропортов и речных гаваней. Поистине заоблачная норма "мусорообразования" - 81,4 килограмма с каждого воздушного и наземного пассажира - была установлена приказом департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 28-н от 8 мая 2018 года. Войдя в цену билета, новые расценки могли бы сделать "невыездными" многих оренбуржцев.

    - Приемка борта в аэропорту стоит около 100 тысяч рублей. В эту сумму входит подача трапа, уборка салона, еда, заправка и другие услуги, в том числе и вывоз мусора. Аэропорт берет деньги за них с аэрокомпаний, которые, в свою очередь, закладывают расходы в цену билета. Трудно представить, как выросла бы его цена, если бы, скажем, аэропорты "Оренбург" и "Орск" решили платить по нормативам - этой весной их общий долг оператору "Природа" составил более 455 миллионов рублей, - сообщили "РГ" эксперты в сфере перевозок.

    Однако транспортники всех видов категорически отказались платить за несуществующий, по их мнению, мусор. Разборки ООО "Природа" с должниками длились несколько лет. За процессом более года пристально следили местные СМИ, публикации стали поводом для проверки Уральской транспортной прокуратуры (в зону которой входят регионы УрФО, Оренбургская область и Пермский край). Собрав материал, прокуратура через суд потребовала отменить приказ оренбургского департамента по ценам и тарифам.

    Многостраничное решение Оренбургского облсуда сомнений не оставляет: "мусорные" нормативы просто-напросто взяты с потолка. Оказалось, что исходными данными для них послужили замеры накопления ТКО обычных жителей и ряда юрлиц в разных оренбургских муниципалитетах. А отходы на жд- и автовокзалах, аэропортах, речных портах либо не измерялись вовсе (например, аэропорты Оренбурга и Орска вообще остались за скобками), либо обязательные мероприятия проводились и фиксировались лишь "для галочки". На что судьи обратили особое внимание.

    "Калькуляция объема отходов производилась с грубыми нарушениями. Так, согласно представленным Департаментом ведомостям определения нормативов накопления количество пассажиров в каждом сезоне при замерах составило 500 пассажиров. При этом документы, подтверждающие действительный пассажиропоток, отсутствуют", - отмечено в документе.

    Сами сводные ведомости содержали не просто множество неверных данных, но и очевидные математические ошибки. А проверка результатов замеров ТКО на двух транспортных объектах Бузулука показала, что одного из них в городе вообще нет, а второй - автовокзал - объектом транспортной инфраструктуры не является. Дело в том, что реальный объект, на котором "замеряли мусор", крайне удален от самого автовокзала и, значит, пассажирами использоваться просто не мог. И это всего лишь один характерный эпизод.

    В итоге приказ Департамента по ценам и регулированию тарифов от 2018 года признан необоснованным и недействительным. Ведомство уже утвердило новый норматив накопления ТКО для железнодорожных- и автовокзалов, аэропортов, речных портов. С 1 декабря 2022 года он составляет 0,14 килограмма на одного пассажира - почти в 600 раз меньше прежнего.

    Между тем

    Уральская транспортная прокуратура заинтересовалась механизмом "мусорообразования" и на других объектах транспорта УрФО. Так, по данным надзорного ведомства, на одного пассажира тюменского аэропорта "Рощино" по нормативу приходится 14 килограммов мусора, а в екатеринбургском Кольцово и того больше - 44 килограмма. Вряд ли обычный пассажир - средний вес багажа которого редко превышает 20 килограммов - в состоянии столько "насорить" за пару часов пребывания в воздушной гавани, считают специалисты. Однако все рекорды побил челябинский аэропорт "Баландино" - местный норматив составляет 58 килограммов ТКО на одного пассажира в год.

    Поделиться