12.12.2022 17:00
Поделиться

Рубенс гостит на Истре. В "Новый Иерусалим" привезли фламандскую живопись из российских музеев и частных собраний

"Новый Иерусалим" первым из околостоличных музеев открыл зимний блокбастер - выставку "Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России". Два года назад, в конце 2020 года, вся столичная просвещенная публика приезжала сюда, на Истру, за зимними Брейгелями - тогда выставку "Младшие Брейгели и их эпоха" курировал доктор искусствоведения, главный эксперт по старым мастерам Вадим Садков. Благодаря ему, в Серпуховском историко-художественном музее в 2021 году показали малых голландцев. А теперь в "Новый Иерусалим" приехали Рубенс, его современники и последователи - всего 67 произведений.

"Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс - весь этот джентльменский набор имен представлен на нашей выставке", - говорит куратор Вадим Садков.

В то время как Голландия перекрестилась в протестантизм, Фландрия (Южные Нидерланды, территория современных Бельгии, севера Франции и Люксембурга) продолжала жить по законам католицизма. Тогда и появилась фламандская школа живописи во главе с гениальным Рубенсом, вернувшимся после учебы из Италии в мятежный Антверпен, ставший центром фламандской живописи (здесь на тысячу жителей в XVII веке приходилось больше художников, чем в Париже, Амстердаме и Риме). Фламандцы - непревзойденные колористы, мастера разнообразных жанров. Они долго боролись за независимость и право выбирать свою религию, отсюда, скорее всего, такой взлет искусства высшей пробы. "Решающее значение для практики фламандских мастерских имело изменение спроса на произведения искусства из-за новых эстетических пристрастий представителей высшего и среднего классов, - продолжает Вадим Садков. - Когда патрицианская семья богатела и постепенно отходила от обычаев средневекового купечества, ее члены начинали подражать дворянству и интеллектуальной элите, покупая картины фламандцев".

В России фламандцев начали собирать еще при Петре I. Но император не располагал большими средствами, поэтому велел своим помощникам покупать небольшие, "кабинетные" по формату работы, чтобы украшать камерные помещения. Зато при Елизавете Петровне были построены Зимний дворец и дворцы в пригороде Санкт-Петербурга, которые нужно было украшать первоклассными вещами. В это время в Россию и проникли многофигурные двухметровые композиции.

Центр всей выставки, знаковое двухметровое полотно "Коронование Роксаны Александром Македонским" кисти Питера Пауля Рубенса и его мастерской, которое хранится в собрании Владимира Некрасова с 2006 года. Оно происходит из коллекции короля Георга V, а в 2005 году его продали с аукциона. Эта работа сохранилась всего в нескольких вариантах, главным из которых принято считать сильно пострадавшее от времени и неудачных реставраций полотно из собрания Израильского музея в Иерусалиме. Долгое время считалось, что "Коронование Роксаны" - работа не Рубенса, а его мастерской. С такой атрибуцией его купил нынешний владелец. Но Вадим Садков считает, что это произведение было начато одним из ассистентов по авторскому эскизу Рубенса и завершено мэтром на финальной стадии. Как известно, Рубенс был чрезвычайно загруженным мастером, нередко передавал заказы ученикам (как шутят искусствоведы, "у Рубенса было явно больше двух рук"), но самое ответственное выполнял сам, да и финальную шлифовку никому не доверял. В частности, на этом полотне Рубенс откорректировал изображения голов персонажей, драгоценную корону и шлем Александра Великого - все самое важное.

Во время подготовки экспозиции было разгадано немало тайн, которые скрывают фламандские полотна. Почти детективная история связана с полотном из Екатеринбургского музея изобразительных искусств на сюжет из "Метаморфоз" Овидия "Мелеагр и Аталанта" Якоба Йорданса. Картина обитала в собрании графа Петра Шереметева в Фонтанном доме. Позднее она оказалась в коллекции Эрмитажа, который передал ее в дар Екатеринбургскому музею изобразительных искусств в 1949 году в знак благодарности за хранение своих сокровищ в эвакуации. У Петра Шереметева, богатейшего вельможи и знатока искусства, не было сомнений, что это полотно Йорданса. Но при поступлении в Эрмитаж ее записали как картину учеников мастера. И только недавняя реставрация доказала, что это не так. После того, как сняли поздние слои потускневшего лака, открылась подпись Йорданса. Присмотревшись, ее можно разглядеть и сегодня невооруженным глазом. Да и качество исполнения не вызывает сомнений в руке мастера: прекрасная охотница Аталанта - молодая, изящная, на лбу - игривые, выбившиеся из прически пряди. На макросъемке специалисты открыли, что работу Йорданс тщательно переделывал - вместо мужеподобной воительницы создал красавицу, закрасив выступающую шейную мышцу и часть плеча, вероятно, написанные учениками.

Установить авторство картины из Нижегородского государственного художественного музея "Христос и Самаритянка" пока невозможно. Популярный сюжет - Христос просит у самаритянки Фотины воды. Но та отвечает, что "иудеи с самаритянами не сообщаются". На что Спаситель изрекает, что если бы она знала, кто перед ней, сама попросила бы у него воды. На картине нет авторской подписи, но стилистические аналогии с работой "Христос - садовник", подписанной J.Jor.Junior могут свидетельствовать о том, что это произведение тоже принадлежит кисти Якоба Йорданса Младшего - рано умершего сына выдающегося художника, который после обучения в отцовской мастерской переселился в Данию, где следы его потерялись.

"Натюрморт с устрицами и куропатками" Франса Снейдерса из частного Международного института антиквариата - открытие этой выставки. Выдающееся камерное полотно раннего Снейдерса в России прежде не выставлялось. В нем уже проявились качества, которые будут отличать мастера в будущем, - радостное восприятие земных благ, открытость миру, желание пробудить у смотрящего на полотно разнообразные вкусовые и обонятельные ощущения. Вадим Садков на вернисаже раскрыл секрет, что в 2024 году мы увидим лучших российских Снейдерсов на большой выставке в Эрмитаже.

Есть на выставке и любимые зимние Брейгели и "Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу" Яна Брейгеля-младшего, а линию кабинетных пейзажей продолжают чарующие малоформатные работы менее известных художников "Зимний карнавал во Фламандском городке" Петера Гейзельса-Старшего и "Зимний пейзаж с охотниками" Гейсбрехта Лейтенса.