- Традиционные методы изучения картин - рентгенография и УФ-люминесценция - малоинформативны. Они позволяют оценить визуально холст, сделанные ранее эскизы, трещины, расположенные ниже слои и т.д., но по ним сложно судить о подлинности картины. Для этого надо изучать краски, которыми она написана, - говорит руководитель лаборатории изучения культурного наследия ИТМО Ольга Смолянская.
Напомним, что краска состоит из сухого пигмента (красителя) и связующего вещества, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску - массу. Для выявления подлинности картин эксперты применяют спектральный анализ красок. А имея в архиве базу спектров красок, которые применялись выдающимися мастерами в разные периоды времени, можно оценить, подлинник это или фальшивка.
- Мировой опыт показывает, что хотя экспертиза красок с помощью изучения их спектров с высокой вероятностью отличает подлинник от фальшивки, но все же нередко даже специалисты не могут дать однозначный ответ, - отмечает Ольга Смолянская. - Мы предложили способ, который намного упростит работу экспертов. В основе методики - инфракрасная спектроскопия. Она получает спектры не только красящего пигмента, но и связующих веществ. Конкретно речь идет о спектрах их высыхания.
Новая информация намного повышает достоверность экспертизы. Применив эту технологию, физики исследовали прижизненную копию картины XIX века Ивана Айвазовского "Вид с высоты птичьего полета на Принцевы острова близ Константинополя в Мраморном море". В результате исследователи получали спектры поглощения каждого фрагмента картины, с помощью которых можно оценить концентрацию пигментов и связующих веществ на холсте.
- Наша методика помогает заглянуть внутрь картины, понять, что, например, на пейзаже Айвазовского мы видим необычную синюю краску "Берлинская лазурь", но и определить ее химический состав, - объясняет автор работы, аспирант факультета фотоники ИТМО Иван Андреев. - Мы обнаружили, что степень высыхания масла отличается в разных красочных слоях картины, это позволило соотнести каждый слой с эпохой, когда он был нанесен: XIX и XXI век соответственно. Наше решение упростит процесс выявления подделок живописи и анализ эталонных картин.