- В нынешних турбулентных условиях происходит активная перестройка рынка - как внутреннего, так и внешнего. Конечно, бизнес не может на это не реагировать. На внутреннем рынке, для которого была характерна острая конкуренция с западными производителями, освобождаются новые ниши - и отечественный бизнес стремится их занять, - рассуждает руководитель Рязанского центра экспорта АНО "Агентство развития бизнеса" Анатолий Маркин. - В то же время у нас есть много компаний, традиционно ориентированных на экспорт, - до 90 процентов их продукции отправлялось за рубеж. Соответственно, у них налажены каналы сбыта, выстроены отношения с партнерами. Понятно, что разрывать их - резать по живому. Есть страны, традиционно ориентированные на работу с российскими компаниями, - прежде всего это государства ЕАЭС и другие страны ближнего зарубежья. Да и компании осознают: если сейчас потерять рынок, то назад вернуться на него будет практически невозможно. Все-таки конкуренция на потребительских рынках сейчас огромная. Поэтому экспортное направление для них так и остается приоритетным - в этом смысле ничего не поменялось. Поставки за рубеж по-прежнему идут, даже в страны, которые присоединились к антироссийским санкциям - например, страны Евросоюза. Хотя по понятным причинам конкретных направлений экспорта называть не будем.
И все же у многих компаний произошла переориентация на рынки стран - партнеров крупных экономических объединений (БРИКС, ШОС, АСЕАН и других), также увеличивается товарооборот со странами ЕАЭС и СНГ. Так, по словам Анатолия Маркина, бизнес активно сотрудничает со странами Евразийского экономического союза - это направление экспорта всегда активно развивалось, поскольку отсутствие таможенных барьеров традиционно было хорошим стимулом для начала экспортной деятельности. "Почти любой рязанский бизнес, который пробует свои силы на экспортном направлении, начинает с этих рынков", - заметил эксперт. А в Калужской области оборот внешней торговли со странами дальнего зарубежья в 1,6 раза превышает оборот со странами СНГ.
- Активно идет работа с теми странами, с которыми у нас уже налажены торгово-экономические отношения, в которых у российских экспортеров уверенные позиции и есть перспективы дальнейшего роста. Это растущие платежеспособные рынки стран бывшего СССР: Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и Беларуси. Традиционные дружественные торговые партнеры России, где рост поставок возможен за счет роста рынка и освоения новых сегментов. Это крупные страны Азии и Ближнего Востока, - уточняет руководитель Центра поддержки экспорта Тульской области Дарья Медведева.
Однако не все так гладко. Как рассказал эксперт Центра поддержки экспорта Калужской области Анатолий Смирнов, в данный момент основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, - осуществление банковских транзакций, заключение внешнеторговых контрактов в национальных валютах (в зависимости от готовности контрагента и условий рынка), загруженность погранпереходов и ожидание и, конечно, сама переориентация на новые логистические пути. С тем, что основным барьером при переориентации на Восток является логистика, согласна и Дарья Медведева - речь как о выстраивании новых логистических цепочек, так и об увеличении стоимости затрат на них.
- Если мы говорим о ближнем зарубежье, прежде всего это недостаток железнодорожных вагонов и пробки на границе, - добавляет Анатолий Маркин. - А основной вызов, с которым сталкиваются наши экспортеры в дальнее зарубежье, - особенности кросс-культурной коммуникации. Арабская или турецкая культуры, например, довольно сильно отличаются от нашей тем, что люди не начнут с вами работать, пока не убедятся, что вам можно доверять. Для них личные взаимоотношения гораздо важнее бизнеса. Поэтому выстраивание таких отношений может занять довольно долгое время.
Конечно, кризис, который начался еще в пандемию коронавируса, не мог не сказаться на состоянии перевозок. С февраля давление на российских экспортеров увеличилось, но, пережив первый шок, бизнес сумел выстроить новые каналы доставки, отмечают эксперты. При этом стоимость перевозок выросла - и за счет роста цен, и за счет удлинения каналов сбыта, - но жизнь не остановилась. В связи с санкционными ограничениями и смещением мировых центров экономической активности в страны Юго-Востока и Юга ведется разработка подходов, в рамках которых определены три ключевых транспортно-логистических коридора. Прежде всего это восточное направление: с уходом крупных европейских логистических провайдеров с российского рынка Дальний Восток стал новыми морскими воротами России. В качестве иллюстрации стоит напомнить, что в мае из транспортно-логистического центра "Ворсино" в Калужской области во Владивосток отправился первый почтовый контейнерный поезд "Россия", который 1,5 тысячи километров преодолевает за семь дней. Кроме того, этой осенью между Россией и КНР открылся новый ускоренный железнодорожный контейнерный маршрут.
Далее коридор в направлении Азово-Черноморского бассейна, где крупным логистическим узлом стала Турция: с апреля действует новый маршрут между Новороссийском и Стамбулом FESCO Turkey Black Sea. И третий коридор - совместный российско-иранский проект "Север - Юг" (INSTC) длиной семь тысяч километров, чье развитие позволит сформировать конкурентоспособную транзитную магистраль, способную поменять всю мировую логистику глобальных транспортных потоков. Он соединяет Россию с Индией и Юго-Восточной Азией, позволяя обойти Босфор и Суэцкий канал в случае их блокады. Как заявили в "РЖД", в России по итогам 10 месяцев этого года уверенный рост продемонстрировали все ключевые направления, на которые были переориентированы грузопотоки. Кроме того, по словам экспертов, активно продолжаются автомобильные перевозки с осуществлением перецепки-перегрузки грузов на границе с ЕС.
В сфере государственной поддержки предпринимателей появилась новая самостоятельная услуга "Транспортировка продукции", которая предоставляется СМСП на условиях софинансирования: центры поддержки экспорта оплачивают до 80 процентов затрат, связанных с осуществлением транспортировки продукции по территории РФ в целях экспорта.
- Несмотря на сложные геополитические условия, Центр поддержки экспорта сохранил продуктовую линейку и продолжает оказывать широкий спектр услуг экспортно ориентированным предприятиям региона на условиях полного или частичного финансирования, - отметила Дарья Медведева, говоря о поддержке бизнеса.
- Деятельность центра экспорта в последнее время не сильно изменилась, потому что, несмотря на жизненные обстоятельства, наша главная задача не изменилась: мы должны помогать рязанским экспортерам выходить со своим товаром на зарубежные рынки. И помощь мы оказываем абсолютно на всех этапах экспортного проекта - от выбора рынка и поиска покупателя до сопровождения экспортного проекта, переговорного процесса, экспертизы экспортного контракта и так далее. С любым вопросом, который возникает у экспортера, он может обратиться к нам, - вторит ей Анатолий Маркин.
- В рамках соответствующей поддержки малому и среднему бизнесу субсидируются участие предпринимателей в выставочно-ярмарочных мероприятиях, деловых бизнес-миссиях за рубежом и реверсных бизнес-миссиях в регионе, затраты на зарубежную сертификацию, поиск партнеров на интересующих рынках, размещение на электронных торговых площадках, - конкретизирует руководитель Центра поддержки экспорта Калужской области Людмила Дмитриева.
По их словам, самым большим спросом среди экспортеров пользуются услуги по организации выставок и бизнес-миссий. То есть те услуги, которые дают экспортеру возможность напрямую пообщаться с потенциальным клиентом. Кроме того, центры экспорта предлагают целый ряд образовательных программ, которые также пользуются большим спросом у бизнеса. "Грамотные кадры всегда востребованы, и многие бизнесмены понимают, что обучение сотрудников жизненно необходимо для развития компании. А преподаватели школы экспорта РЭЦ не просто теоретики, а эксперты с большим опытом работы именно в экспорте", - поясняет Анатолий Маркин.
Справка "РГ"
За 11 месяцев этого года товарооборот России и Китая вырос на 32 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 172,4 миллиарда долларов. Как сообщают информагентства со ссылкой на Главное таможенное управление КНР, этот показатель - максимальный за всю историю торговых отношений наших стран. И экспорт российских товаров в Китай вырос на 47,5 процента, достигнув 105,1 миллиарда долларов.