Мероприятие в таком масштабе проходит в Северной столице традиционно и всегда получает хорошие отзывы участников. Организаторы и на этот раз позаботились о том, чтобы форум собрал достаточно широкий и разнообразный состав участников - представителей бизнеса и власти, работодателей и соискателей, ищущих работу. Обсуждение актуальных вопросов занятости оказалось весьма полезным: деловая повестка форума была сформирована из панельных дискуссий и деловых игр, обсуждения итогов года для рынка труда и практик работы с персоналом.
По словам председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрия Чернейко, форум "Труд и занятость" дает прекрасную возможность понять потребности и потенциал представителей всех заинтересованных сторон.
- Сейчас спрос на работников растет на многих промышленных предприятиях, в частности, в машиностроении, торговле, - отметил Дмитрий Чернейко. - И это, конечно, дает достаточно позитивный эффект для рынка труда в целом.
Он отметил, что Служба занятости города сейчас серьезно меняет форматы своей работы и готова к вызовам времени. Об этом свидетельствуют и цифры статистики: в городе не наблюдается роста фиксируемой безработицы. За последние четыре месяца число безработных, состоящих на учете в Службе занятости, остается практически без изменений и составляет порядка 15 тысяч человек.
Сотрудники службы переходят на комплексные решения для кадрового обеспечения бизнеса, разрабатывать которые возможно только с учетом мнения самих работодателей. По словам Дмитрия Чернейко, главное сейчас - диалог и взаимное доверие.
Несмотря на обширную деловую программу, подготовленную для представителей бизнеса и власти, для соискателей центральным событием форума стала ярмарка вакансий. По мнению заместителя директора Центра занятости населения Ольги Погодиной, такие встречи давно доказали свою продуктивность.
- Ярмарка "Труд и занятость" - это очень важное для города событие, - говорит она. - Для работодателей это хорошая возможность посмотреть на соискателей, пригласить кого-то к сотрудничеству. Для соискателей - возможность получить приглашение на работу, попробовать свои силы в собеседовании, побывать на индивидуальной консультации у специалистов Службы занятости. Центр занятости планирует и дальше продолжать работать в таком формате, ориентируясь на запросы работодателей и новые вызовы рынка труда.
К слову, спектр консультаций, которые предлагали на форуме сотрудники Центра занятости населения, был весьма широк. Соискатели могли узнать о разных способах поиска работы, о возможностях открытия собственного дела, о развитии личного бренда и о существующих программах переобучения. Для испытывающих при поиске работы трудности личностного или психологического характера полезной была консультация психолога.
- Наша компания не первый раз участвует в мероприятии, - говорит специалист по персоналу автобусного парка № 6 Анна Гузик. - И каждое посещение такой ярмарки вакансий проходит для нас продуктивно: мы обязательно находим того или иного кандидата на нужную нам должность или вакансию.
Как отмечают представители работодателей, тех, кто был заинтересован в поиске занятости, пришло на форум достаточно много. Некоторым соискателям повезло, и они сразу получили приглашение на работу. Другие пока обрели лишь ценный опыт и знания. А кто-то запланировал себе обращение к специалистам Центра занятости за индивидуальной помощью.
Деловая программа форума была столь же насыщенной и полезной. Представителям бизнеса и промышленности рассказали о возможности получения государственной помощи, направленной на сохранение персонала и создание новых рабочих мест. В первую очередь речь шла об организации общественных работ, при которых выделяется субсидия на выплату зарплаты нанимаемым для этой цели сотрудникам. Кроме того, дополнительные средства по запросу работодателя могут пойти на обучение персонала, на повышение квалификации работников или на организацию временной занятости для тех, кто находится под угрозой увольнения.
По данным Центра занятости населения, на сегодняшний день уже более 270 работодателей города воспользовались такими мерами поддержки. Было создано 6,5 тысячи новых рабочих мест для выполнения общественных и временных работ и еще более 1200 рабочих мест - для сотрудников, оказавшихся под угрозой увольнения. Компенсации от Центра занятости составляли при этом на каждого временного работника 59,5 тысячи рублей за три месяца, а на находящегося в вынужденном простое - 10 тысяч рублей.
Кроме того, еще 392 работника промышленных предприятий прошли обучение по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Отдельный круглый стол форума был посвящен вопросам партнерства Службы занятости с представителями муниципальной власти и общественных организаций, которые тоже вносят свою лепту в увеличение количества рабочих мест. Особенно это касается трудоустройства несовершеннолетних и организации временной занятости для ищущих работу.
Участники обсудили лучшие практики создания рабочих мест для школьников. В этом году подростки не только участвовали в традиционных работах по благоустройству и озеленению территорий, но были заняты и в других сферах деятельности. В некоторых муниципалитетах, к примеру, школьникам поручали вести социальные сети для муниципальных образований, в других - обучать на курсах компьютерной грамотности пожилых петербуржцев или помогать старшеклассникам готовиться к ЕГЭ.
На секции под названием "Малый бизнес и предпринимательство" шла речь о ходе реализации федеральных проектов "Страна мастеров" для самозанятых граждан, "Содействие занятости" для людей, желающих освоить новую профессию.
Особенный интерес вызвал круглый стол, посвященный практике работы с персоналом. Эйчары поделились успешными наработками в этой сфере, обсудили практические кейсы, применяемые в разных компаниях для удержания специалистов на рабочих местах.
В сложившихся условиях кадрового дефицита и всеобщей нестабильности особенно возрастает ценность квалифицированных и опытных специалистов. Зачастую именно этот ресурс становится главным, позволяющим предприятию удержаться на должном уровне, несмотря на сложные условия. Как показывает практика, в таких условиях выигрывает то предприятие, чья кадровая политика выстроена более лояльно, чуть ли не с учетом индивидуальных потребностей своих сотрудников.
Большинство компаний старается использовать для этого самые разнообразные мотивационные моменты - от введения бонусов и поощрений до изменения системы оплаты труда, от внедрения новых программ обучения до организации детского и семейного отдыха для сотрудников предприятий.
По мнению директора по персоналу "Главстрой СПб" Анны Лях, важно не столько наличие у работников компании пакета социальных гарантий, сколько их адресность. Не каждому сотруднику, к примеру, бывает нужен полис ДМС, как не каждому - оплата занятий в фитнес-центре. Куда важнее и эффективнее для компании выстроить индивидуальный подход при формировании пакета льгот и поощрений для конкретного сотрудника, чем оплачивать в целом услуги, которыми сотрудник не воспользуется.
Кастомизация, то есть изменение услуги под запросы потенциальных клиентов, в частности собственных сотрудников, становится не только самым популярным термином современности, но одним из удобных и экономически выгодных способов поддержания кадров на предприятии. По свидетельству экспертов, это не только создает лояльное отношение сотрудников к предприятию, но и дает работникам важное чувство общности.
Кстати, экономические затраты для поддержания своих сотрудников не обязательно оказываются большими. Как рассказала, например, операционный директор компании "Иней" Наталья Ясеновская, в этом году в коллективе появилась традиция совместного чаепития сотрудников с руководством. По ее мнению, эти встречи, проводимые без официоза и обязательной программы, создают не только хорошее настроение, но и такую дорогую по нынешним временам уверенность в завтрашнем дне.
Большинство компаний, принявших участие в разговоре, рассказывали о другом способе формирования уверенности работников в завтрашнем дне - об обучении. Это вполне объяснимо, поскольку стремительно меняющийся мир требует все больше новых компетенций и навыков, получить которые можно только с помощью постоянного развития.
Но если для сотрудников компаний, работающих в сфере услуг и сервиса, это привычное явление, то вовлечь в постоянный обучающий процесс так называемых "синих воротничков" еще несколько лет назад казалось неподъемной задачей. Сегодня на предприятиях эти вопросы все чаще становятся решаемыми с помощью построения более гибких и индивидуальных систем обучения.
По словам экспертов, за последние три года экономической и социальной нестабильности кадровая политика многих предприятий изменилась и продолжает меняться. Многие компании выстраивают различные бонусные системы, в которых учитываются не только чисто производственные показатели, но в том числе и участие сотрудника в программах обучения и вовлеченность в общественную жизнь. Руководители ищут оптимальные варианты оплаты труда и внутреннего распорядка рабочего дня, которые могли бы поднять степень лояльности работника к компании. Учитывая и применяя при этом успешный опыт других компаний.
Следующая большая встреча экспертов и участников рынка труда состоится в будущем году: в марте в Санкт-Петербурге пройдет VII Международный форум труда.