Во всем мире "стоповер" - это пересадка в транзитном аэропорту, которая длится не меньше чем 23 часа 59 минут. Для экономных туристов это возможность побывать в новом месте без дополнительных расходов на билет. Для этого нужно прежде всего изучить правила тарифа, которые предлагают авиакомпании. Бывалые путешественники знают, что программы у разных перевозчиков различаются: в одних туристу оплачивают ночь в отеле и экскурсию, в других - только трансфер до отеля и обратно, зато есть возможность задержаться на несколько дней, если это позволяют даты купленных билетов. Где-то дополнительные услуги предоставляют за отдельную, но, как правило, не очень большую доплату. Если для посещения страны, в которой запланирована промежуточная остановка, нужна виза, авиакомпания также может оказать содействие.
Чтобы выяснить, у каких перевозчиков практикуется "стоповер", нужно выбрать в поисковике агрегатора билетов "Сложный маршрут" или "Составной маршрут" и указать промежуточный пункт назначения. Если система выдает конкретные рейсы, значит, такая возможность есть. Подробности можно узнать в условиях тарифов, ведь могут быть ограничения. И, конечно, необходимо поставить авиакомпанию в известность о своих планах воспользоваться дополнительными услугами. Сделать это нужно не позже чем за 48 или 72 часа до вылета - в зависимости от правил перевозчика.
В авиакомпании "Ямал" в стоимость такого путешествия со "стоповером" включен перелет, проживание в отеле, трансфер из аэропорта до гостиницы и обратно и экскурсионная программа. Организаторы обещают, что благодаря "Путешествию на Полярный круг" пассажиры узнают, как сделать из одного отпуска два, по пути покормить северного оленя и побывать в настоящем чуме коренных народов Ямала. Для этого нужно выбрать билет с промежуточной остановкой в Салехарде. Получается дороже, чем прямой рейс до Тюмени, так что "стоповер" по-русски пока все-таки отличается от стандартных зарубежных программ. Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов пояснил в своем телеграм-канале: "Если новый пилотный проект будет пользоваться спросом, запустим его и на других направлениях". По данным "РГ", об аналогичных программах задумываются и в соседних регионах. И даже если пока не все идет гладко, начало положено, и это главное.
Оксана Шустикова, директор по развитию и коммуникациям сервиса путешествий Tvil.ru:
Сегодня на российском туристическом рынке есть лишь одна программа "стоповер" - для пассажиров рейсов Москва - Тюмень и Москва - Горно-Алтайск. О популярности этой программы говорить рано, ее только запускают. Однако здесь стоит учитывать, что Горно-Алтайск и Тюмень не слишком туристические города. Люди туда летят в основном по делу и совсем необязательно будут заинтересованы в том, чтобы замедлить не самый длинный перелет. "Стоповер" был бы интересен на более длительном маршруте, во Владивосток или Петропавловск-Камчатский, например, здесь многие предпочли бы "разбить" перелет. Или если бы в Салехарде сделали кластер для пассажиров, которые пережидают пересадку на уже сформированном маршруте. Программы "стоповера" могли бы быть актуальны и на массовых направлениях, например, когда туристы отправляются на юг, они часто делают пересадку в Ростове-на-Дону или в Краснодаре. И эти города уже формируют собственные туристические бренды, так что предложения экскурсионного обслуживания и льгот при размещении могли бы быть интересны для многих.
"Стоповер" вполне осуществим и для любителей путешествовать на поезде, но такую поездку придется организовывать самостоятельно. Дело в том, что в соответствии с приказом минтранса "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом" пассажир имеет право при проезде в поезде дальнего следования сделать остановку не более чем на 10 суток с продлением срока действия проездного документа. Для этого он должен предъявить свой билет в кассу на станции остановки "для проставления на нем отметки об остановке в течение 3 часов с момента прибытия на станцию поезда, с которым он следовал". В документе также говорится: "При возобновлении поездки пассажир оплачивает стоимость плацкарты, иные платежи, возникающие при изменении условий проезда, и сбор за переоформление проездного документа (билета)". Но нужно учитывать, что ехать дальше нужно будет в поезде и вагоне того перевозчика, в который был оформлен первоначальный билет. И гостиницу, а также экскурсии путешественникам придется подобрать самим. По схожей схеме "стоповер" работает и на европейских железных дорогах, но там желательно закладывать время на экскурсии еще на этапе покупки билета на сайте перевозчика. Причем можно оформить проездной документ с несколькими промежуточными станциями в разных странах, указав при этом примерную длительность запланированных остановок.
Сююмбике Давлет-Кильдеева, руководитель направления контента и социальных медиа сервиса путешествий "Купибилет":
Россияне часто пользуются "стоповерами" в путешествиях по Азии. Речь в первую очередь идет о странах, куда нет прямых рейсов: Таиланд, Индонезия, Сингапур, Малайзия и другие. А в этом году, когда для российских авиакомпаний закрылись страны Европы, люди начали летать туда с долгой остановкой в Алжире, Турции, Египте. Во время "стоповера" некоторые авиакомпании оплачивают проживание в отеле или предоставляют на него скидку, организуют трансфер, питание и даже экскурсии. Для перевозчиков это хорошая возможность привлечь клиентов, так что им выгодно предложить пассажирам приятные условия на долгий транзит. Такие программы действуют у Qatar Airways, Emirates, Etihad Airways, Turkish Airlines и многих других компаний. Например, у Gulf Air можно забронировать рейс со стоповером в Бахрейне без оплаты визового сбора и ПЦР-теста. Эти расходы берет на себя перевозчик. В последнее время все больше путешественников пользуются "стоповером" при перелетах на Мальдивы, Шри-Ланку, Бали, в Таиланд. Как отмечают туроператоры, сейчас около четверти туристов, следующих в страны Азии через Доху, выбирают маршруты с долгим транзитом. Промежуточным пунктом чаще всего становятся Катар, ОАЭ и Турция.
Важно, что программами стоповера от авиакомпаний можно воспользоваться только при покупке единого билета. Для этого нужно заранее связаться с перевозчиком и сообщить о своем намерении. В других случаях стоповер - это возможность самостоятельно изучить новый город, выбрать отель и составить план прогулки. Большинство агрегаторов билетов показывают пересадки только между рейсами одной авиакомпании или компаний-партнеров, что ограничивает выбор. Можно поискать варианты по разным сайтам и приобрести билеты отдельно. У нас же для этого есть специальный алгоритм смарт-маршрутов, который сам стыкует предложения от разных перевозчиков. В одном маршруте могут быть и топовая авиакомпания и лоукостер. Приобрести и оплатить их можно сразу вместе. Перед тем как планировать путешествие со "стоповером", обязательно нужно уточнить условия нахождения в стране транзита. Для выхода из аэропорта может потребоваться виза или ПЦР-тест. Иногда визу можно получить в самом аэропорту, но в ряде стран за нее положен денежный сбор. Заранее лучше выяснить и то, придется ли вам перерегистрировать багаж. Для перелетов по единому билету это обычно не требуется: авиакомпания доставит его до конечного пункта самостоятельно. Но если у вас несколько разных билетов, нужно забрать багаж и заново зарегистрировать его перед вылетом. А чтобы не гулять по городу с тяжелыми чемоданами во время "стоповера", их можно оставить в камере хранения в аэропорту.